Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Гарольд Крото: «Образование – это воспитание творческого ума»

На экране –  абсолютно счастливое лицо трехлетней девочки, которой удалось собрать из цветных палочек модель молекулы. За открытие этой молекулы британский профессор Гарольд Уолтер Крото вместе с двумя коллегами был удостоен Нобелевской премии по химии. По-своему, сэр Гарольд (возведен в рыцарское достоинство в 1996 году за научные достижения) и маленькая голландская девочка совершили одно и то же: сделали открытие и получили от этого огромное удовольствие.

По мнению сэра Гарольда, в этом и заключается суть образовательного процесса, или, точнее, идеал, к которому университетские профессора должны стремиться. Об этом он говорил в своей лекции “Educational Revolution and the Goo-You-Wiki World”, которую прочитал для студентов и преподавателей Сколковского института науки и технологий (Сколтех).

Нобелевский лауреат сэр Гарольд Крото прочитал лекцию в Сколтехе о вызовах современного высшего образования. Фото Sk.ru

Нобелевский лауреат сэр Гарольд Крото прочитал лекцию в Сколтехе о вызовах современного высшего образования. Фото Sk.ru

Мир переживает тройную революцию, отразившуюся на всем образовательном процессе, и имя этой революции  Goo-You-Wiki. По мнению ученого, Google, YouTube и Wikipedia до неузнаваемости изменили мир и процесс познания; прежде всего, Wikipedia. «Представьте себе, полмиллиона человек совершенно бесплатно и добровольно делятся своими знаниями, на получение которых у многих из них ушла вся жизнь». Возможность черпать из этого источника неоценима и для студента, и для ученого, заметил Гарольд  Крото, который явно не разделяет скептического отношения к Википедии многих менее именитых деятелей. «В моей отрасли Wikipedia – главное изобретение для обучения будущих химиков после изобретения печатного станка»,- заявил он.

Но в том, что Википедия существует, есть и немалый риск для процесса обучения. Сэр Гарольд проиллюстрировал свою мысль на примере. Он показал на экране слайд с примитивной машинкой, собранной из металлического конструктора. Таковы были игрушки, в которые будущий Нобелевский лауреат играл в детстве. Собирая машинку, ребенок учился тому, как она устроена. «Самым высокотехнологичным устройством в нашем доме во времена моего детства был ламповый приемник, – вспоминает он. – Когда одна из ламп перегорала, приемник замолкал, но я понимал связь между первым и вторым. А современный ребенок понятия не имеет, как устроен мобильный телефон, и, что самое печальное, ему нет до этого никакого дела. Ламповый приемник можно было починить. Кому сегодня приходит в голову чинить мобильный телефон? Проще выбросить и купить новый».

Таково же отношение к процессу обучения. Если можно получить  в готовом виде ответ на любой вопрос в Википедии, зачем учиться? Это серьезная проблема, полагает Нобелевский лауреат.

С другой стороны, в этой дилемме нет ничего нового. Пабло Пикассо говорил: «Плохой художник заимствует, хороший художник ворует». Что сделал Интернет? Создал более удобную возможность для того, о чем говорил Пикассо.

Но обучение – не есть накопление данных (тут мнение Гарольда Крото текстуально совпадает с позицией, высказанной деканом Сколтеха Натальей Берловой в интервью Sk.ru); «обучение – это воспитание  творческого ума». Кстати, сам будущий химик в детстве мечтал стать не ученым, а суперменом, признался сэр Гарольд под смех присутствовавших в зале. Фигура ученого не поражает героической комплекцией.

(Чувство юмора, по словам знаменитого химика, – одно из трех составляющих его научного кредо. Два других выражаются словами Amnesty International и атеизм).

«Scientists don’t believe, they check»

Профессия и занятия ученого окутаны множеством мифов. Когда публика смотрит на портрет пожилого Эйнштейна, она восхищается его мудростью. Люди не знают, что теорию относительности создал не этот старец. Все главное, что дал миру Эйнштейн, он придумал в 17 лет, говорит Гарольд Крото. И почтенный старец Дарвин не изобретал ничего такого, чего он не сделал к 24 годам.

«Или вот считается, что здравый смысл не противоречит научному знанию. В действительности здравый смысл диктует 95% человечества, что Солнце обращается вокруг Земли. Коперник, Галилей и Джордано Бруно не обладали здравым смыслом, за что и поплатились.  Но знаете, в чем отличие Джордано Бруно от современных мучеников?  Сегодня сотни, тысячи людей готовы умереть – и умирают – за догму. Бруно отдал жизнь за научно установленный факт. Глядя на современных фанатиков, невозможно не поражаться уровню лунатизма, существующему в XXI веке».

Почему это происходит? Потому что люди отвыкли требовать доказательств в подтверждение различных теорий. Но еще аргентинский писатель и мыслитель Хорхе Луис Борхес писал: «La duda es uno de los nombres de la inteligencia» («Сомнение есть одно из имен разума»). А вот от Гарольда Крото о том же: «Scientists don’t believe, they check» («Ученые не верят, они проверяют»).

Чтобы передать научный подход от профессора к студенту, нет ничего лучше, чем тесное общение учителя с учеником. Этого нельзя достигнуть с помощью онлайн-обучения. Требуется переход в новое качество, когда новые технологии не заменяют традиционные методы обучения, а дополняют их. Одним из таких новых подходов является создание электронного архива видеозаписей выступлений выдающихся ученых. Этим, в  частности, занимается GEOSET  (Global Educational Outreach for Science, Engineering and Technology). Идея этой инициативы очень проста: вы позволяете учителям по всему миру заимствовать идеи лучших профессоров при объяснении специфических тем. Кто осудит такое «воровство»? В конечном счете, это один из путей к созданию глобальной кладовой знаний. И в этом отношении новые технологии и новые возможности, которые они создают, неоценимы.

Лекция Нобелевского лауреата завершилась тем, с чего начинается этот репортаж. Гарольд Крото рассказал об опыте, который не так давно он и его коллеги устроили в голландском городе Делфт («никогда не мог понять, как правильно называть эту страну; сейчас, во время чемпионата мира по футболу, наконец, понял: когда они проигрывают, они – Голландия, когда выигрывают – Нидерланды»). На центральной площади в выходной день расставили столы и на них поставили сборную модель той самой молекулы, что сделала Гарольда Крото сэром и Нобелевским лауреатом. Пригласили детей разных возрастов разбирать модели и собирать их заново. Со второй частью задания справлялись далеко не все. А первой преуспела трехлетняя девочка.

Что это сообщает нам о процессе обучения?

по материалам Фонда Сколково

Share on VK