Визит космонавта Сергея Крикалева в Сколтех – случай приятный и уникальный: в университет приехала легенда. Побеседовать со студентами, ответить на вопросы профессоров и первокурсников и, конечно же, рассказать про космос и все, что с этим связано.
Начать, пожалуй, следует с того, что космонавт Крикалев совершил 6 полетов и провел в космосе больше времени, чем любой другой человек на Земле, а именно – 803 дня, 9 часов и 39 минут. При этом за два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос. Космические полеты он начал в 1988 году, а 11 октября 2005 года Сергей Крикалёв завершил свой последний, шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите. Награды, ордена и почетные титулы Крикалева не счесть – все они получены за выдающиеся заслуги перед Отечеством и миром.
Итак, лекция в Сколтехе началась с вопроса самого Крикалева в зал: «Кто же тут в основном собрался, профессионалы или любители?»
– «И те и другие!» – ответил профессор Сколтеха, довольно оглядывая собравшихся студентов, аспирантов, молодых ученых и сотрудников университета. На деле это оказалось правдой: вопросы собравшихся показали разную степень опыта и знаний.
Аудитория на стеснялась задавать самые разнообразные вопросы уже с первых минут лекции. Одним из первых, отражающих современную действительность, стал вопрос финансирования:
– «Если бы у вас было 100 миллионов долларов для инвестиций в космические научно-исследовательские проекты, что бы вы стали делать с этими деньгами?” – задал свой вопрос Брам Каплан, директор по работе со студентами Сколтеха.
– «Я бы попытаться получить больше денег» – последовал немедленный ответ. Кто-то понимающе кивнул, а кто-то сильно удивился. Спустя мгновение последовал уже более развернутый ответ: «Это необходимо, поскольку мы должны строить новые космические корабли, а также космическую базу, которая будет поддерживать более сложные миссии для поездок за те пределы, которых мы уже достигли».
Вопросы студентов больше касались личного опыта космонавта или технических особенностей той или иной проблемы.
Так, Дивия Шанкар и Паняпат Саксупапчон, магистранты-первокурсники по космических технологиям из Индии и Таиланда соответственно, расспрашивали космонавта про совершенные им ошибки, полученные от этих ошибок бесценные знания, а также про взлеты и падения – конечно же в переносном смысле слова. Касательно молодого поколения, Крикалев занял довольно жесткую, но справедливую позицию – «Прежде всего нужно очень много учиться, добиваться поставленных целей». Развивать себя в космической отрасли, по мнению космонавта, можно только анализируя созданное – «Смотрите на все, что уже сделано до вас, совершенствуйте это и самое главное – обращайте внимание на пробелы – создавайте то, что до вас никто не делал!».
Другие студенты спрашивали Крикалева про возможность пройти отбор на полеты в космос и подготовку к этому сложному испытанию. Вестибулярные тренировки, барокамера, подготовка к работе в открытом космосе – это лишь немногое из того, что приходится испытать будущим космонавтам. Крикалеву же удалось вдохновить студентов, а не испугать сложностью процесса. Кто знает, возможно кто-то из наших студентов повторит подвиги Сергея или даже пойдет дальше?
Профессоров заинтересовал вопрос применения роботов при полетах в космос. Крикалев однозначно заявил о том, что это нужно и важно делать, однако на данный момент он это видит скорее как необходимое дополнение к человеческим усилиям. «Сейчас правильнее отправлять роботов в космические полеты на ряду с подготовленными астронавтами. Именно подобная комбинация сможет принести пользу» – уверенно констатировал Крикалев.
Уже в самом конце лекции, после череды самых разных вопросов пришел и победный:
– «Сколько бы вы заплатили, чтобы поехать в качестве частного космического туриста?
– «На самом деле трудно сказать. Ведь мне заплатили, чтобы летать в космос. Однако, я бы отдал все свои сбережения, чтобы полететь сейчас, если бы я не был никогда космонавтом»