Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Инженерное образование для инноваторов – инструмент достижения желаемого результата, а не самоцель

Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.

Древнеиндейская мудрость

ilya_dubinskiy

Илья Дубинский, директор Центра предпринимательства и инноваций

Воспитание инноваторов – важнейшая задача, стоящая перед современными университетами. К сожалению большинство школ подходит к решению этой задачи по «остаточному» принципу, используя инструменты и подходы прошлого. Как научить студента думать самостоятельно и не бояться принимать решения? Можно ли воспитать предпринимательский дух во взрослом человеке? Что такое инновационные навыки и как им научить? Об этом и многом другом рассуждает Илья Дубинский, директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха.

Что значит – воспитать инноваторов?

У нас в Сколтехе замечательные студенты – хорошо образованные, талантливые и заинтересованные в создании чего-нибудь вещественно полезного для общества. Приходя в Сколтех, они рассчитывают научиться всему необходимому для этого, и обычно обучение почти для каждого из них начинается с переосмысления самых базовых понятий – что такое лидерство, как ставить и решать задачи, как получать и использовать знания и навыки, как мироощущение влияет на способность творить, и пр.

«Система высшего образования во многих странах и, в частности, в России нацелена на обучение студентов определенному набору знаний. Для успешной профессиональной деятельности, и особенно для успешных занятий инновациями и предпринимательством, важны не общие знания, а умение быстро получать знания, необходимые для решения поставленной задачи. Крайне важна способность думать и принимать самостоятельные решения в условиях неопределенности, навыки постановки и решения задач и правильное, конструктивное отношение к самому процессу инноваций, трудному и полному рисков. Это то, чему мы в Сколтехе стараемся научить студентов в первую очередь» – подчеркивает Илья.

Так чему же мы учим наших студентов и как?

Одним из наиболее ценных активов, доступных нашим студентам во время учебы и по ее окончанию, являются их товарищи-студенты. Именно поэтому мы с самого начала структурируем образовательный процесс таким образом, чтобы каждый студент в течении первого месяца учебы познакомился с всеми и поработал в одной команде с максимальным количеством однокурсников.

imgl0146

Лидерские навыки и умение работать в команде играют важнейшую роль и являются одним из основных элементов обучения в Сколтехе.

Инновационная деятельность – «контактный вид спорта», требующий вовлечения в процесс многих людей с разносторонними знаниями и навыками. Лидерские навыки и умение работать в команде играют важнейшую роль и являются одним из основных элементов обучения в Сколтехе.

Инноватор – круглосуточная работа. Человек занимающийся инновациями профессионально, должен иметь привычку постоянно держать глаза открытыми, замечать потребности общества и возможности рынка и соотносить их с доступными технологическими решениями. Постановка задачи – один из самых сложных элементов инновационного процесса. Успешно поставленная задача комбинирует в себе и потребность рынка, и возможное технологическое решение, и путь от технологии к продукту и признаки успешного решения.

К сожалению, в большинстве случаев инновациям обучают профессора школ бизнеса и обучение направлено на студентов-управленцев. Мы в Сколтехе обучаем в первую очередь инженеров и студентов естественно-научных дисциплин – и это серьезное отличие и существенное преимущество, ведь наши студенты не рассматривают технологии как «черный ящик». В ходе обучения в Сколтехе они на своем опыте узнают и понимают, что процесс инноваций – это нелинейный процесс постоянных взаимозависимых изменений технологии и рынка/потребительской задачи – вместе составляющих решение. Они понимают, что “technology push” и “market pull” – это упрощенные модели, которые позволяют теоретически описать процесс инноваций, однако абсолютно не помогают понять его сущность и научиться применять его на практике. В Сколтехе каждый студент проходит весь цикл процесса инноваций как минимум пару раз в ходе курсов. Результат налицо – даже самые простые студенческие проекты несут на себе отпечаток зрелого творчества опытных инноваторов.

Сколтех – уникальный университет, наверное единственный в мире сегодня, где инновации поставлены во главу угла. Каждый студент должен взять минимум базовых курсов по инженерным инновациям. Обучение в университете начинается с курса «Мастерская инноваций»: лекции, мастер-классы, воркшопы, практические занятия и проекты. «Мастерская» завершается 2х-недельным проектом в результате которого каждая студенческая команда представляет задачу, защищает свое решение и демонстрирует работающий прототип. Этот курс учит студентов ставить и решать реальные задачи с помощью технологий в окружении максимально схожем с реальной жизнью. И, конечно же, курс дает огромный психологический заряд на весь будущий год.

Innovation (5)

“Мастерская инноваций”

Innovation (6)

“Мастерская инноваций” – студенты почти завершили свою версию “апгрейда” велосипеда

Один из важнейших моментов обучения – убедить студентов взять на себя ответственность за себя, свое образование, свою жизнь, работу. Учеба в российских университетах не приучает к инициативе и оригинальному мышлению. Мы стараемся с первого шага убедить студентов, в том, что они отвечают за себя и успех в их руках. Во время «Мастерской инноваций» каждый учебный день начинается с вопроса «что вы хотите делать сегодня?» Вопрос не пустой – к концу дня мы к нему возвращаемся и показываем, что все что они хотели мы смогли покрыть за лень. Студенты начинают чувствовать себя ответственными и контролирующими то, чему и как их учат. Маленький пример, но он показывает, насколько серьезно мы относимся к воспитанию студентов – людей с активной жизненной позицией, интересом в изменении жизни общества к лучшему.

Всему вышеперечисленному и многому другому – как поднять институционное финансирование, как сделать выигрышный дизайн, как построить компанию с нуля и т.д. – мы учим в Сколтехе.

О первых результатах

О первых результатах образовательного подхода Сколтеха можно говорить уже сегодня. Уже на первом курса студенты начинают активно участвовать в инновационном процессе – стартуют и активно строят свои проекты. Многие видят свое будущее в предпринимательстве и инновациях и, не дожидаясь окончания университета, работают над своими идеями и стартапами.

«Результаты мы начали получать почти сразу» – не без гордости добавляет Илья, который возглавляет центр предпринимательства и инноваций Сколтеха и помогает студентам с их проектами. «Сейчас более половины всех наших студентов задействованы в собственных стартапах. Многие давно прошли этап первых прототипов и уже работают с поставщиками, партнерами, клиентами и потребителями. Наш успех можно увидеть уже сегодня, однако, я уверен, что главные победы у нас впереди» – с улыбкой заключает Илья.

 Education (14)

Share on VK