Ученые из Гронингенского университета (Нидерланды) совместно с аспирантом Сколтеха предложили механизм проникновения в ядро мембранных белков

13 октября в журнале Cells вышла статья один из авторов которой аспирантка Сколтеха Алина Чернова. Опубликованное исследование проводилось в Европейском институте биологии старения при Гронингенском университете (Нидерланды) по руководством профессора Liesbeth Veenhof, В данной работе ученые предлагают и тестируют механизм, который ядерные мембранные белки используют для того, чтобы попасть в ядро клетки.

Исследование показало, что ядерные мембранные белки проникают в ядро через ядерную пору и это энергозатратный процесс.

Понимание как подобные белки попадают в ядро очень полезно из-за того, что изменения в белках внутренней мембраны ядра и их количестве может приводить к серьезным заболеваниям: например к раку или прогерии, болезни ускоренного старения. Умение регулировать транспортировку белков в ядро может помочь при борьбе со многими болезнями.

Клеточное ядро окружено ядерной оболочкой, которая в свою очередь состоит из двух мембран: внешней и внутренней. Оболочка пронизана ядерными порами – сложными белковыми структурами, которые обеспечивает ядерный транспорт для большинства веществ. Некоторые белки, после попадания в ядро, остаются связанными с внутренней мембраной. У таких белков много различных функций, но самое главное это то, что они взаимодействуют с генами и влияют на их работу. До недавнего времени было неясно, как такие белки проникают в ядро и используют ли они для этого ядерные поры.

Active Nuclear Import of Membrane Proteins Revisited; Justyna K. Laba, Anton Steen, Petra Popken, Alina Chernova, Bert Poolman and Liesbeth M. Veenhoff; Cells 2015, 4(4), 653-673. http://www.mdpi.com/2073-4409/4/4/653/htm

* Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) – негосударственное научно-образовательное учреждение в Сколково (Россия, Московская область). Созданный в 2011 году при участии Массачусетского технологического института (МТИ), институт готовит новые поколения исследователей и предпринимателей, развивает научные знания и содействует технологическим инновациям с целью решения важнейших проблем, стоящих перед Россией и миром в новом тысячелетии. Сколтех строит свою работу, опираясь на опыт лучших российских и международных образовательных и исследовательских институтов. При этом особый акцент делается на преподавание навыков предпринимательской и инновационной деятельности.