Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Образование будущего – альтернативы и возможности

Источник: tass.ru

Система образования в будущем «обществе знаний» будет направлена на развитие структур цифровой экономики и формирование нового среднего класса. Его представители будут получать образование в течение всей жизни, «под задачу» и в инновационных форматах. Университеты превратятся в интеллектуальных лидеров технологической «революции», но в будущем могут быть вытеснены сетевыми поставщиками образовательных услуг.

В условиях складывающегося в развитых странах «общества знаний» университет приобретает роль интеллектуального лидера цифровой «революции». Функциями университета становятся производство инноваций, а также формирование сообществ нового уровня – «мыслящей среды».

  • В рамках развития цифровой экономики университеты становятся центрами технологических кластеров (инновационных зон) – Силиконовая долина и  Стэнфордский университет, Сколково и Сколтех.
  • Обучение в таких зонах ориентировано на достижение проектных результатов, ведение практических исследований в условиях доступа к огромным массивам информации.
  • Новая среда обитания вокруг университетов способствует воспитанию потребителя с новым образом жизни, который будет стимулировать спрос на инновации. Циклы производства инноваций будут воспроизводиться в таких условиях снова и снова.
  • Территории инновационных зон становятся моделями новых городов, а проживающие в них участники производства инноваций – пионерами нового типа потребления. Высококвалифицированный средний класс получает образец для дизайна новой жизни.

Уже в ближайшем десятилетии ожидается следующая степень глобализации и массовизации образования, которая изменит роль университетов.  

  • Технологическое развитие приведет к снижению стоимости образования и снятию языковых барьеров. В результате университет, участвующий в построении цифровой экономики, будет не только центром инновационных городов, но и оперирующим в виртуальном пространстве «университетом для миллиарда».
  • Типичной образовательной моделью уже к 2030 году может стать «перевернутый» университет («flipped university»), в котором обучение ведется через платформы массового открытого онлайн-образования (MOOC), такие как edX, Coursera и т.д., а в самих университетах реализуются только лабораторные работы, учебные проекты и живые обсуждения.

С развитием цифровой экономики роль государства в развитии образования будет уменьшаться. За ним останется создание условий для возникновения новых поставщиков образовательных услуг, конкурентных на внутреннем и глобальном рынках

Быстрая смена информационного и технологического фона приведет к тому, что обучение станет постоянным.

  • Появится еще один выраженный пик образовательной активности из-за повышения продолжительности жизни: после достижения пенсионного возраста многим потребуется переобучение для сохранения трудовой активности.
  • Индивидуальный подход будет поставлен в центр образовательного процесса – учебные планы станут формироваться самими обучающимися. На смену традиционным дипломам придут индивидуальные профили компетенций.

Привычные форматы обучения будут постепенно замещаться новыми.

  • Исчезнет необходимость в преподавателе как ретрансляторе знаний. Останется потребность в менторах, отвечающих за мотивацию к обучению, передачу навыков и наставничество.
  • Вместо теоретических занятий получит распространение обучение внутри реальных проектов или в реальных организациях.
  • Текстовые формы передачи информации будут постепенно исчезать и уступать место видео, системам стимуляции, электронным тренажерам. В будущем игровые развивающие многопользовательские среды охватят как детско-юношеское образование, так и обучения взрослых.

Образование будущего также сократит дистанцию между работодателем и сотрудником, а рынок образовательных услуг при этом будет наращивать степень своей гибкости и саморегулируемости.  

  • Крупные корпорации смогут без посредничества государства «заказывать» определенные профессии и компетенции.
  • Организации, в которых особо востребован коллективный интеллект и построение команд, могут сами выйти на образовательный рынок и предлагать специализированные курсы.
  • Носители новых интерактивных образовательных технологий смогут объединяться в профессиональные сообщества и формировать «университеты сообществ» со своими стандартами и методиками обучения. Со временем эти структуры могут составить конкуренцию традиционным университетам, через 25-30 лет вытеснив их с рынка образовательных услуг.

Для реализации модели образования будущего потребуется развитая высокотехнологичная инфраструктура.

  • Будут сформированы оперативно обновляемые базы на основе технологий BigData.
  • Со временем появятся биржи образовательных возможностей совместного и индивидуального обучения, платформы-магазины образовательного контента.
  • Массовые аттестационные тесты для определения общего образовательного уровня постепенно будут терять актуальность. Им на смену придут интернет-системы оценки и сертификации, позволяющие получить внешнюю подтверждаемую оценку о наличии отдельных компетенций и навыков.
Share on VK