Интервью Михаил Мягков о внедрении стандартов CDIO в России

Интервью, посвященное развитию инициативы CDIO в России, данное Порталу машиностроения Михаилом Мягковым, вице-президентом по академическим вопросам.

- Расскажите, пожалуйста, о CDIO и возможных особенностях по реализации идей CDIO в России.

– CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate  или Придумывай – Разрабатывай – Внедряй – Управляй) – это не какая-то конкретная программа, курс лекций или учебник, а философия обучения студентов инжинирингу, пионером которой был Эдвард Кроули, ректор Сколтеха. CDIO подразумевает проектно-ориентированное обучение, построенное на определенных стандартах.

При применении CDIO в любом учебном заведении решается двойная задача: с одной стороны, разрабатываются курсы, которые основаны на проектном подходе к обучению и стандартах CDIO, с другой стороны – создается культура обучения инженеров. И решение второй задачи даже важнее, чем первой.

В России есть определенные трудности с подготовкой инженеров. Если посмотреть на 15 вузов, которые были выбраны для вхождения в международные рейтинги, то среди них нет ряда ключевых российских инженерных вузов. И это, естественно, вызывает беспокойство со стороны индустрии, поскольку для машиностроительных предприятий не ясно, откуда брать инженерные кадры.

Думаю, любые инициативы, которые способствуют привнесению западных практик в области обучения инженеров в российские образовательные стандарты и традиции, являются ключевыми. И в этом процессе, раз президент Сколтеха является одним из основных идеологов и отцом-основателем системы CDIО, мы видим и себя и позиционируем наш институт как портал возможностей: Сколтех оказывает поддержку не только российским вузам, а в целом российской промышленности.

- Какие могут быть особенности привнесения подобной философии на российскую почву с учетом наших традиций в образовании?

– Университеты и институты в России разные и для специфических отраслевых вузов требуется адаптация программы курсов для создания востребованных индустрией проектов. Конечным продуктом внедрения CDIO в любом вузе является набор курсов и критерии оценки качества обучения. И набор курсов, и критерии оценки качества могут варьироваться в зависимости от требований конкретных институтов к инженерам, которые готовятся по этой программе.

- Томский политехнический университет – самый первый вуз в России, присоединившийся к CDIO. Каковы результаты?

– ТПУ был и остается лидером по применения CDIО в Российской Федерации. В 2012г. Сколтех при участии и поддержке ТПУ организовал серию семинаров по CDIO для вузов, которые хотят присоединиться к программе. На семинарах выступали и делились своим опытом преподаватели из зарубежных вузов и ТПУ. CDIO начинает распространяться в России, и по итогам мероприятий мы видим увеличение количества желающих присоединиться к ней.

- Каким опытом поделились представители ТПУ?

– Были продемонстрированы курсы, разработанные, в том числе, благодаря проведенным исследованиям и интервью с ключевыми работодателями по предъявляемым ими требованиями к инженерам. Студенты, которые принимают участие в программе, больше ценятся работодателями. Со своей стороны, мы видим, что эта программа очень хорошо воспринимается как профессорским составом вузов, так и ключевыми предприятиями.

- Что больше всего привлекает работодателей и особенно ими ценится?

– Особо ценится способность студентов участвовать в разработке и реализации проекта с начальной стадии и до конца: широкий взгляд на то, как разрабатывается, создается и используется продукт, комплексный подход к проекту и инженерным задачам.

- Участвуют ли российские вузы в международных мероприятиях по CDIO?

– В июне этого года в Massachusetts Institute of Technology (MIT) и в Harvard University проходила Международная конференция по CDIO. В ней участвовали представители нескольких российских вузов и Сколтех. Впечатления положительные. Очевидно, что те российские вузы, которые участвуют в применении концепта CDIO, прогрессируют на глазах. Наши вузы не выглядят по сравнению с западными коллегами “чужими на этом празднике жизни”. И тот обмен опытом, который происходит при общении представителей российских вузов с профессорами ведущих международных университетов – Harvard University, MIT, Stanford University – невозможно переоценить.

Также в Самаре в конце мая состоялась Международная конференция по CDIO при поддержке Агентства стратегических инициатив и участии наших зарубежных партнеров и российских вузов. АСИ является нашим стратегическим партнером в развитии инициативы CDIO в России. Совместно мы хотим показать, что привнесение зарубежных практик положительно влияет на мониторинг вузов со стороны Министерства образования и других министерств.

Самое главное преимущество для вузов и преподавателей – это то, что сильно повышается стоимость выпускников, их с большим удовольствием берут на работу. Появляется определенный бренд у университета, связанный с использованием в обучении лучших западных стандартов, повышается конкурс в вуз. Идея подобного проектно-ориентированного подхода к обучению подразумевает прохождение обучения на предприятии. И мы надеемся, что взаимодействие преподавателей при разработке курсов по стандартам CDIO и ключевых работодателей, также выйдет на новый качественный уровень.

- Как можно оценить, насколько эффективны курсы, разработанные преподавателями вуза по стандартам CDIO?

– Сколтех организует совместно с МИСиС Академию CDIO – место, куда мы будем приглашать энтузиастов. С МиСИС мы запускаем большой совместный проект по организации мероприятий в России и за рубежом, на которых будем помогать вузам оценивать их программы и качество развития подхода к обучению по стандартам CDIO в данном вузе.

Основное, что хотелось бы подчеркнуть: применение CDIO в России улучшит взаимодействие вузов и индустрии, т.е. вузы будут лучше понимать, что нужно индустрии и работодатели будут лучше понимать, что происходит в вузах. В результате повысится качество подготовки инженеров и увеличится потребительская стоимость российских инженеров для российских компаний.

Всемирная инициатива CDIO – сообщество университетов с практико-ориентированным обучением, использующих стандарты CDIO, представляющие собой комплексный подход к инженерному образованию: набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей

Разработка CDIO началась в конце 1990-х в США как ответ на недовольство работодателей тем, что университетское инженерное образование слишком отдалилось от практики. Официально сообщество CDIO появилось в 2000 году, благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами – Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом. Автором и соучредителем инициативы CDIO является Эдвард Кроули (Edward F. Crawley), профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT. С 2003 по 2006 годы занимал позицию исполнительного директора Института Кембридж-МТИ (Cambridge-MIT Institute, CMI). В настоящее время возглавляет “Сколковский институт науки и технологий” (СколТех). На сегодняшний день CDIO охвачены более 100 вузов по всему миру (30 стран) .

Члены CDIO в России: Томский политехнический университет (с 2011), Сколковский институт науки и технологий (с 2012), Астраханский государственный университет (с марта 2012), Московский авиационный институт (с октября 2012), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (с марта 2013), Московский физико-технический институт (с апреля 2013). 

Источник: Портал машиностроения

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK