Применение концепции CDIO в инженерном образовании

Masterskaya

Мастерская Сколтеха

16-17 февраля в Сколтехе прошел модуль совместной программы Сколковского института науки и технологий и Национального исследовательского Томского политехнического университета по повышению квалификации руководителей и профессорско-преподавательского состава российских вузов «CDIO Академия» 

Space lab

Лаборатория параллельной инженерии и проектирования

Программа направлена на формирование компетенций руководителей и профессорско-преподавательского состава, реализующих основные образовательные программы высшего образования по техническим направлениям и специальностям, по эффективному применению международных стандартов CDIO для модернизации содержания и технологий инженерного образования.

Robotics lab

Лаборатория интеллектуальной космической робототехники Сколтеха

Стандарты CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate) направлены на установление консенсуса между теорией и практикой в инженерном образовании. Основой модернизации инженерного образования согласно CDIO является подготовка студентов к комплексной инженерной деятельности, которая включает:

  • изучение потребностей в продуктах инженерной деятельности и возможностей их удовлетворения, планирование производства продукции (Conceive),
  • проектирование продуктов инженерной деятельности на дисциплинарной и междисциплинарной основе (Design),
  • производство продуктов инженерной деятельности и их интеграция (Implement),
  • применение продуктов инженерной деятельности, управление их жизненным циклом и утилизация (Operate).

Концепция CDIO в настоящее время реализуется в примерно 120 университетах мира. Инициаторами проекта были Массачусетский технологический институт (MIT, США) и ведущие технические университеты Швеции (KTH, Chalmers). С 2011 г. к CDIO Initiative присоединились и российские вузы.

«Программа обучения в Сколтехе и сами занятия строятся на принципах CDIO, а одна из задач Сколтеха – в той или иной степени влиять на развитие российских университетов, – рассказал Клеман Фортин, декан по образованию Сколтеха.То, что Сколтех вместе с Томским политехническим университетом и другими вузами участвует в программе CDIO и ее развитии, значит, что мы вдохновляем и поощряем развитие качественно новой учебной программы и методологии инженерного образования в российских университетах. Для Сколтеха это важная задача, и мы находимся в самом сердце осуществления данной миссии».

Cleman

Клеман Фортин, декан по образованию Сколтеха

Chuchalin

Александр Чучалин, первый заместитель декана по образованию Сколтеха

«Программа «CDIO Академия» создана для того, чтобы способствовать модернизации инженерного образования, и на сегодняшний момент лучшего и более системного подхода пока нет. Этот подход необходимо развивать и, безусловно, адаптировать под разные уровни, например, магистратуру и аспирантуру, так как создан он в большей степени под бакалавриат, – поделился деталями программы Александр Чучалин, первый заместитель декана по образованию Сколтеха. – Кроме Сколтеха и Томского политехнического университета к разработке программы было привлечено еще несколько российских вузов, которые уже продвинулись в применении мировых практик и стандартов. Полагаю, что аудиторию программы обязательно нужно расширять, и сейчас Сколтех и Томский политехнический университет уже разрабатывают онлайн версию, чтобы привлечь еще большее количество преподавателей, менеджеров и т.д.».

«CDIO Академия» реализуется в течение 16 недель (академического семестра) в форме трех очных сессий и двух вебинаров с целью изучения лучших практик применения стандартов CDIO в российских и зарубежных университетах-участниках CDIO Initiative.

16-17 февраля в Сколтехе прошел заключительный     модуль программы «Подготовка преподавателей к реализации концепции CDIO». Участники   программы, в частности, получили теоретические и практические знания по развитию компетенций CDIO и повышению педагогического мастерства. Помимо теоретических и практических занятий была проведена презентация Сколтеха, а также ознакомительный тур по лабораториям института.

Petrovskaya 1

Татьяна Петровская, заместитель декана по образованию Сколтеха

В ходе презентации Клеман Фортин рассказал участникам о деятельности Сколтеха, его задачах, а также применяемых подходах CDIO к организации образовательного процесса в институте. После чего Татьяна Петровская, заместитель декана по образованию Сколтеха, ознакомила участников программы с системой повышения квалификации и развития персонала в Сколтехе. Также преподаватели российских вузов посетили студенческую “Мастерскую”, Лабораторию робототехники и Лабораторию параллельной инженерии и проектирования Сколтеха, где руководители каждого из подразделений рассказали о практической деятельности профессоров и студентов, которая активно ведется по указанным направлениям.

Certificate presenting

Вручение сертификатов

«Образовательные программы Сколтеха предусматривают выполнение индивидуальных и коллективных проектов на базе изученных теоретических курсов. Уже первый семестр наши студенты начинают с «Мастерской инноваций», курса, направленного на создание проекта, некоего прототипа или бизнес продукта, – подчеркнула Татьяна Петровская. – Мастерская дает студентам понимание культуры инновационного процесса, способствует развитию навыков лидерства и командной работы, инициативы и интереса к проектной деятельности. Более того, в Сколтехе создано пространство для инженерной деятельности: в лабораториях и мастерских студенты имеют все условия для апробации собственных идей, работы в команде и создания настоящих инженерных продуктов. Это и есть реализация одного из главных стандартов программы CDIO – создание контекста инженерной деятельности».

По окончании программы во второй день мероприятия, а также по результатам выполнения 4-х индивидуальных заданий, слушателям выдали документы о повышении квалификации установленного образца Томского политехнического университета и Сколковского института науки и технологий.

Подготовила: Шиманская Анна

Фото: Шиманская Анна

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK