Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Алексей Ананьев: Всегда есть место для инвестиций, нужно только чётко понимать, куда ты идёшь и что ты делаешь

Сколтех продолжает цикл встреч с ведущими российскими бизнесменами. На этот раз о своей истории успеха и необходимости всегда искать новые возможности,  студентам рассказывал совладелец холдинга «Промсвязькапитал» Алексей Ананьев.

P1070759Занявший в 2013 году 61-е место в списке русского Forbes, Алексей Ананьев одна из ярчайших фигур на российской бизнес-сцене. Он основал свою первую компанию в 1992 и стал одним из первых российских предпринимателей, начавших активно развивать бизнес в сфере IT. Именно о том, как найти свою нишу сегодняшним студентам и основателям стартапов, Алексей Ананьев и предложил поговорить со студентами и профессорами Сколтеха.

По его словам, несмотря на новизну и популярность термина «стартап», опыт предыдущих поколений предпринимателей может быть полезным современным начинающим коммерсантам: «Все, что я или мой брат начинали в бизнесе, может рассматриваться как стартапы, ибо мы начинали в областях, где до нас почти ничего не было. Когда мы с братом начали бизнес, у меня было чувство, что ничего нового сделать нельзя – все ниши заняты и возможности для бизнеса ограничены. И в тоже время мне попалась книга одного из руководителей IBM Тома Уотсона, где была такая фраза: there is always place in the marketplace. Она и натолкнула меня на идею заняться большими компьютерами-мейнфреймами, в то время как рынок переживал бум персональных машин. В то время как все твердили: «мейнфрейм мертв», крупным российским компаниям, таким как «Ижмаш» требовались компьютеры способные решать большие объемы задач – от бухгалтерских расчетов, до распределения работ. И мы пошли против рыночных тенденций, начав заниматься мейнфреймами. Входной билет на рынок был слишком дорог, поэтому мы обратили взор на западный рынок подержанных мейнфреймов – даже спустя 10-15 лет они были надежны и работали быстрее тогдашних советских компьютеров. А рынка «б/у» мейнфреймов в России тогда практически не существовало. И это оказалось той самой свободной рыночной нишей. Так что, поле для инвестиций всегда есть».

P1070757Интересовало слушателей и отношение Алексея Ананьева к неудачам. «У меня были и еще будут неудачи. Нравится ли мне говорить о них? Нет, ведь людям, которые ведут с тобой дела, всегда комфортнее думать, что они общаются с успешным человеком. Но, неудачи, конечно же были. В них хорошо лишь то, что что ты можешь сделать выводы,  проанализировать результат и цепочку действий, приведших к нему».

Лучшее средство против неудач, по мнению бизнесмена, это быть быстрым, решительным и отдавать себе отчёт в том, что если ты успешен сегодня, это совсем не означает, что ты будешь успешен завтра: «Вера в то, что успех вечен, стала путем в могилу для большого числа успешных компаний. Как только вы начинаете верить в неизбежное продолжение успеха, в то, что обладаете неким «золотым прикосновением», вы вступаете на путь самоуверенности и, как следствие,  становитесь склонны к необоснованным рискам. А они-то и ведут к серьёзным неудачам».

Поскольку Алексей Ананьев известен своей приверженностью к православию, многих слушателей интересовал вопрос о том, какова роль религии в его личном бизнес-успехе, а также существует ли связь между стилем ведения бизнеса и конфессиональной принадлежностью, в частности, возможны ли бизнесы, построенные на основе религиозных норм, в частности, такие как исламский банкинг? Ответ Алексея удивил многих. По его словам, он, будучи религиозным человеком, не верит ни в связь предпринимательского успеха и следование религиозным практикам, ни в возможность существования таких институтов как «исламский банкинг»: «Нет никакого православного, исламского или еврейского бизнеса – есть бизнесы успешные или неуспешные. Каждый бизнес имеет своей целью маржинальную прибыль. Моё глубокое убеждение состоит в том, что религия – абсолютное лично дело. Верующие люди не должны смешивать ее с любой профессиональной деятельностью. Для того чтобы зарабатывать, ты должен быть быстрым – вовремя принимать решения, и сильным – что означает быть состоятельным и компетентным. Это не имеет отношения к религии».

На завершавший встречу вопрос о том, что бы он посоветовал студентам Сколтеха, задумывающимся о собственном деле, Алексей Ананьев сказал: «Если хотите быть успешны в бизнесе, вы должны быть успешны как продавец. В противном случае, вы даже не сможете продать свои уникальные качества исследователя своему клиенту или работодателю.
Другой ключ к успеху – это ваши сотрудники.

Стремитесь мыслить нестандартно. Посмотрите на такие примеры как WhatsApp и MSQRD! В случае с последним я, как и многие традиционно мыслящие коммерсанты, даже не подумал бы, что эта вещь способна стоить миллиард! За что?! Я никогда бы не счел это возможностью для бизнеса. В случае с MSQRD нужно было понимать механизм – что, кому и для чего вы будете продавать. Если бы его создатели сделали приложение платным, то их аудитория и доход были бы несоизмеримо меньшими. Но они сделали нестандартный ход, понимая, что продавать MSQRD нужно не конечному потребителю, а большой корпорации, которая использует его как один из своих сервисов, как это и сделал Facebook. Мой образ мышления в этой ситуации был старомодным. С этой точки зрения было трудно поменять взгляд на бизнес возможности. То, что казалось развлечением мальчишек из колледжа, на деле оказалось бизнес-возможностью!

Ну и главное – будьте компетентны в своей области. Не важно что вы продаёте – туалетную бумагу или ледоколы. Ваш клиент первым видит вас и продаёте ему вы именно себя. Когда вы продаёте, вы должны продавать сами и использовать все свои знания. Показав, что вы знаете больше чем конкурент, вы достигните успеха. Именно отличное знание своей области поможет вам увидеть окно возможностей».

 

 

Share on VK