Алексей Ананьев: Всегда есть место для инвестиций, нужно только чётко понимать, куда ты идёшь и что ты делаешь

Сколтех продолжает цикл встреч с ведущими российскими бизнесменами. На этот раз о своей истории успеха и необходимости всегда искать новые возможности,  студентам рассказывал совладелец холдинга «Промсвязькапитал» Алексей Ананьев.

P1070759Занявший в 2013 году 61-е место в списке русского Forbes, Алексей Ананьев одна из ярчайших фигур на российской бизнес-сцене. Он основал свою первую компанию в 1992 и стал одним из первых российских предпринимателей, начавших активно развивать бизнес в сфере IT. Именно о том, как найти свою нишу сегодняшним студентам и основателям стартапов, Алексей Ананьев и предложил поговорить со студентами и профессорами Сколтеха.

По его словам, несмотря на новизну и популярность термина «стартап», опыт предыдущих поколений предпринимателей может быть полезным современным начинающим коммерсантам: «Все, что я или мой брат начинали в бизнесе, может рассматриваться как стартапы, ибо мы начинали в областях, где до нас почти ничего не было. Когда мы с братом начали бизнес, у меня было чувство, что ничего нового сделать нельзя – все ниши заняты и возможности для бизнеса ограничены. И в тоже время мне попалась книга одного из руководителей IBM Тома Уотсона, где была такая фраза: there is always place in the marketplace. Она и натолкнула меня на идею заняться большими компьютерами-мейнфреймами, в то время как рынок переживал бум персональных машин. В то время как все твердили: «мейнфрейм мертв», крупным российским компаниям, таким как «Ижмаш» требовались компьютеры способные решать большие объемы задач – от бухгалтерских расчетов, до распределения работ. И мы пошли против рыночных тенденций, начав заниматься мейнфреймами. Входной билет на рынок был слишком дорог, поэтому мы обратили взор на западный рынок подержанных мейнфреймов – даже спустя 10-15 лет они были надежны и работали быстрее тогдашних советских компьютеров. А рынка «б/у» мейнфреймов в России тогда практически не существовало. И это оказалось той самой свободной рыночной нишей. Так что, поле для инвестиций всегда есть».

P1070757Интересовало слушателей и отношение Алексея Ананьева к неудачам. «У меня были и еще будут неудачи. Нравится ли мне говорить о них? Нет, ведь людям, которые ведут с тобой дела, всегда комфортнее думать, что они общаются с успешным человеком. Но, неудачи, конечно же были. В них хорошо лишь то, что что ты можешь сделать выводы,  проанализировать результат и цепочку действий, приведших к нему».

Лучшее средство против неудач, по мнению бизнесмена, это быть быстрым, решительным и отдавать себе отчёт в том, что если ты успешен сегодня, это совсем не означает, что ты будешь успешен завтра: «Вера в то, что успех вечен, стала путем в могилу для большого числа успешных компаний. Как только вы начинаете верить в неизбежное продолжение успеха, в то, что обладаете неким «золотым прикосновением», вы вступаете на путь самоуверенности и, как следствие,  становитесь склонны к необоснованным рискам. А они-то и ведут к серьёзным неудачам».

Поскольку Алексей Ананьев известен своей приверженностью к православию, многих слушателей интересовал вопрос о том, какова роль религии в его личном бизнес-успехе, а также существует ли связь между стилем ведения бизнеса и конфессиональной принадлежностью, в частности, возможны ли бизнесы, построенные на основе религиозных норм, в частности, такие как исламский банкинг? Ответ Алексея удивил многих. По его словам, он, будучи религиозным человеком, не верит ни в связь предпринимательского успеха и следование религиозным практикам, ни в возможность существования таких институтов как «исламский банкинг»: «Нет никакого православного, исламского или еврейского бизнеса – есть бизнесы успешные или неуспешные. Каждый бизнес имеет своей целью маржинальную прибыль. Моё глубокое убеждение состоит в том, что религия – абсолютное лично дело. Верующие люди не должны смешивать ее с любой профессиональной деятельностью. Для того чтобы зарабатывать, ты должен быть быстрым – вовремя принимать решения, и сильным – что означает быть состоятельным и компетентным. Это не имеет отношения к религии».

На завершавший встречу вопрос о том, что бы он посоветовал студентам Сколтеха, задумывающимся о собственном деле, Алексей Ананьев сказал: «Если хотите быть успешны в бизнесе, вы должны быть успешны как продавец. В противном случае, вы даже не сможете продать свои уникальные качества исследователя своему клиенту или работодателю.
Другой ключ к успеху – это ваши сотрудники.

Стремитесь мыслить нестандартно. Посмотрите на такие примеры как WhatsApp и MSQRD! В случае с последним я, как и многие традиционно мыслящие коммерсанты, даже не подумал бы, что эта вещь способна стоить миллиард! За что?! Я никогда бы не счел это возможностью для бизнеса. В случае с MSQRD нужно было понимать механизм – что, кому и для чего вы будете продавать. Если бы его создатели сделали приложение платным, то их аудитория и доход были бы несоизмеримо меньшими. Но они сделали нестандартный ход, понимая, что продавать MSQRD нужно не конечному потребителю, а большой корпорации, которая использует его как один из своих сервисов, как это и сделал Facebook. Мой образ мышления в этой ситуации был старомодным. С этой точки зрения было трудно поменять взгляд на бизнес возможности. То, что казалось развлечением мальчишек из колледжа, на деле оказалось бизнес-возможностью!

Ну и главное – будьте компетентны в своей области. Не важно что вы продаёте – туалетную бумагу или ледоколы. Ваш клиент первым видит вас и продаёте ему вы именно себя. Когда вы продаёте, вы должны продавать сами и использовать все свои знания. Показав, что вы знаете больше чем конкурент, вы достигните успеха. Именно отличное знание своей области поможет вам увидеть окно возможностей».

 

 

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK