Ориентированность на российскую экономику и индустрию является одной из ключевых особенностей образовательной системы Сколтеха. Программы разрабатывались в ЦНИО, чьи научно-исследовательские направления сформированы совместно с компаниями-партнерами, в связи с чем профессора Центров хорошо осведомлены о ключевых технологических потребностях индустрии и потребностях индустрии в кадрах. Также программы неоднократно обсуждались на заседаниях индустриальных консультативных групп Сколтеха. В частности, программа по энергетическим технологиям была вынесена на совместное заседание ряда консультативных групп 29 марта 2013 года, в котором приняли участие представители компаний электроэнергетического комплекса России и нефтегазовой отрасли (Газпром-нефть, Лукойл, Салым Петролеум, ФСК ЕЭС, РусГидро, СО ЕЭС, Росатом). Полученные замечания и комментарии представителей индустрии были учтены при разработке и утверждении программы.
Образовательный процесс в Сколтехе ориентирован на решение трех задач по подготовке перспективных специалистов, обладающих технологическими компетенциями и навыками инновационного предпринимательства.
Первая задача – подготовка кадров и реализации проектов, направленных на технологическое обновление российской индустрии. Для ее решения реализуется ряд механизмов взаимодействия Института с промышленными компаниями:
– функционирование индустриальных консультативных групп Сколтеха, постоянно действующих коммуникационных площадок с компаниями-партнерами Сколтеха, что позволяет обсуждать с индустрией вопросы различного характера, в том числе, актуальность содержания образовательных программ и востребованность выпускников Сколтеха;
– совместное формирование научно-исследовательских программ, в том числе, на площадке консультативных групп, которые, в свою очередь, оказывают прямое и косвенное влияние на востребованность и трудоустройство выпускников, предоставляя студентам возможность работать над реальными научно-исследовательскими задачами компаний;
– приглашение ведущих специалистов профильных компаний для прочтения специализированых лекций, проведения тренингов и семинаров; – выполнение студентами промышленных (отраслевых) проектов в интересах компаний как в рамках летней практики, так и в ходе образовательного процесса.
Студент может взаимодействовать с компанией в различных форматах. Сколтех предоставляет несколько возможностей: студент может реализовывать отдельный исследовательский проект для компании продолжительностью 320 часов, двухмесячный проект летней практики, а также дипломный проект вместе с компанией. Такие форматы могут быть тематически объединены в двухлетнюю работу над одной проблематикой. Данный формат явля- ется привлекательным и для компаний: подобные проекты не требуют обязательного финансирования студенческого ресурса, так как реализуются в рамках образовательной программы. При этом каждый проект курируется профильным профессором Сколтеха и оценивается им в соответствии с системой оценки студентов в Сколтехе.
Вторая задача – формирование нового типа мышления студента, мышления форматом технологических проектов. Студенты реализуют эту парадигму в проектной деятельности, начиная от проекта в конце каждого курса до летней стажировки и дипломной работы, получая углубленное представление об основах и опыт инновационного предпринимательства. В результате многие студенты по итогам обучения создают свой инновационный бизнес, получая поддержку от институтов развития или компаний. При этом интерес к совместной работе со студентом сохраняется и со стороны индустрии: идея проекта может иметь прямое пересечение с задачами компании. Стартап может быть создан при сотрудничестве с компанией.
В рамках решения третьей задачи направления часть студентов идет работать в компании, исходя из уровня подготовки выпускников, предполагается востребованность таких специалистов в R&D и инновационных подразделениях, где ценятся лидерские качества, нацеленность на результат, умение решать нестандартные задачи, в том числе, с привлечением зарубежной технологической экспертизы. С компаниями, работающими со студентами по проектам в рамках образовательного процесса, ведется диалог о подобных нестандартных позициях для выпускников Сколтеха. Для таких позиций требуется уверенность компании в компетентности специалиста, понимание спектра задач релевантного его возможностям. В этой связи проекты в интересах компаний дают студентам возможность зарекомендовать себя и повысить шансы на получение подходящей позиции в компании.
Трудоустройство выпускников 2015 года подтверждает примерно равное деление по вышеуказанным трем направлениям. Примерно треть выпускников продолжили обучение в аспирантуре как в России, так и за рубежом: Сколтех, Иннополис (Россия); Университет Торонто (Канада); Калифорнийский технологический институт (США). Треть студентов запустили собственные проекты, многие из которых получили финансовую поддержку. Также в активной стадии развития находятся следующие «стартапы» выпускников – 3D-сканер человеческого тела, «стартап» по управлению финансовыми потоками персональных банковских счетов Easy Wallet, а также компания Sharxi, позволяющая сократить затраты на такси в несколько раз за счет разделения оплаты с попутчиками.
Выпускники 2015 года, заинтересованные в трудоустройстве, начали работу в таких компаниях как ТИОН, SAP, НИИ Вычислительных Комплексов, Тингизшеврон, Parallels, Runa Capital, Ренессанс Капитал, Правительство Москвы. Причем, выпускники, устроившиеся в ТИОН, познакомились с компанией во время проекта летней практики, зарекомендовали себя, успешно реализовав двухмесячный проект. Исходя из результатов распределения выпускников первого выпуска 2015 года можно с уверенностью сказать об их востребованности экономикой и академической средой. Выпускники поступили на аспирантские программы в ведущие мировые университеты. Все «стартапы» выпускников получили инвестиционную поддержку либо частного капитала, либо институтов развития. Компании, принявшие выпускников на работу, являются представителями высокотехнологичных отраслей, либо взаимодействуют с предприятиями этих отраслей.
Сведения о трудоустройстве выпускников в 2016 году