Ученые нашли биомаркеры продления жизни

Международная группа ученых изучила влияние 17 различных способов продлить жизнь на работу генов у мышей. В результате были обнаружены гены – биомаркеры увеличения продолжительности жизни.  Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Metabolism.

На сегодняшний день уже известны десятки способов продлить жизнь самым разным организмам, от дрожжей до млекопитающих. Они включают в себя различные лекарства (например, рапамицин), генетические модификации (например, мутации, нарушающие синтез гормона роста) и диеты (например, низкокалорийная диета). Известны и некоторые мишени, на которые направлены эти воздействия. Однако полного понимания молекулярных механизмов, которые ответственны за увеличение продолжительности нашей жизни, до сих пор нет.

Группа ученых из Сколтеха, МГУ и Гарварда  решила восполнить этот пробел и определить ключевые молекулярные процессы, связанные с продлением жизни. Для этого исследователи изучили влияние различных воздействий, увеличивающих продолжительность жизни, на активность генов организма. Все эксперименты проводились на мышах – наиболее близких человеку лабораторных животных.

Ученым удалось найти группу генов-биомаркеров, активность которых была связана с увеличением продолжительности жизни, вызванным самыми разными методами.

«В нашей лаборатории мы получили данные изменения генной экспрессии в ответ на 8 различных способов продлить жизнь. Добавив к ним результаты, опубликованные другими научными группами, мы получили данные по эффекту 17 воздействий. И хотя в целом влияние различных терапий могло быть довольно специфическим, определенная группа генов схожим образом меняла свою активность в ответ на самые разные воздействия», – рассказывает первый автор исследования Александр Тышковский.

Затем ученые применили обнаруженные биомаркеры для поиска воздействий, оказывающих на эти гены похожий эффект, то есть потенциально новых способов продления жизни. Несколько таких способов удалось обнаружить. Среди них оказалась хроническая гипоксия, а также некоторые химические соединения.

«В настоящее время мы экспериментально проверяем их эффект на продолжительность жизни у мышей. Мы надеемся, что обнаруженные нами биомаркеры помогут значительно упростить и ускорить поиск новых воздействий, способных увеличить продолжительность жизни у мышей, а в перспективе – и у людей», – отмечает Александр.

В дополнение к своей работе ученые разработали приложение GENtervention, с помощью которого можно быстро и удобно проверить, как активность того или иного гена связана с увеличением продолжительности жизни.

graphical_abstract_final_2