Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

«А другой ментор говорит наоборот!» — противоречивые рекомендации менторов заставляют студентов принимать ответственные решения

Ментор Innovation Workshop Йоханнес Мулерт представляет компанию Under Armour — производителя спортивной одежды с годовым оборотом в 5 млрд долларов США, где он работает в должности старшего менеджера и отвечает за маркетинг мужской спортивной одежды в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Мы поговорили с Йоханнесом о том, как разные и порой даже противоположные рекомендации менторов помогают студентам самостоятельно принимать взвешенные решения и находить оптимальный баланс между технической и коммерческой составляющей инновационного продукта. Йоханнес также поделился своими впечатлениями о российских студентах, отметив их пресловутое отсутствие внешних эмоций, жажду знаний и уважение к преподавателям.

jm_1

— В чем вы видите ключевой элемент Innovation Workshop?

— Студенты — участники мастерской являются экспертами в различных технических областях, но у них нет опыта взаимодействия с внешним миром за пределами своей области специализации. Поэтому я считаю, что самое важное в мастерской — вывести студентов из «зоны комфорта». Для меня самое интересное здесь — это работа со студентами, которые не привыкли к менторскому сопровождению и выступлениям перед большой аудиторией. За месяц студенты успевают многому научиться, и это вдохновляет не только их самих, но и нас, менторов.

— Какую роль в концепции мастерской играет разнообразие менторов?

— Здесь собрались менторы разных профессий, представляющие различные культуры. И я думаю, что студенты видят эту разницу. Иногда я что-то объясняю студентам, а они мне в ответ: «А другой ментор говорит наоборот!» Но ведь так оно в жизни и бывает, правда? И это — одна из тех вещей, которым студенты учатся: слышать разные мнения, реагировать на них, подстраиваться под них.

Они окажутся в экономической среде, где их бросает то в одну сторону, то в другую. Там приходится искать свой путь: иногда — средний путь, а иногда — выбирать, какой альтернативе лично ты отдашь предпочтение. Во что ты веришь? Как, по-твоему, правильнее сделать? Я считаю, что студентам мастерской крайне полезно пообщаться с менторами из разных сфер и выслушать их мнения, которые не всегда будут совпадать.

И все-таки в одном менторы единодушны: студентам нужно уметь взаимодействовать с внешним миром и продавать свой продукт. А для этого нужно не только создать отличный прототип, но и уметь грамотно его представить.

— Как ваш профессиональный опыт влияет на ваш подход к менторству?

— Я специалист в области маркетинга и бизнеса, технического образования у меня нет. В компании Under Armour я отвечаю за маркетинг линии мужской спортивной одежды, поэтому мне постоянно приходится выступать с презентациями, представляя лиц брендов — известных спортсменов, таких как Энтони Джошуа, Мик Шумахер и т. д. Этот опыт я использую в работе со студентами, объясняя им, как создавать бизнес-кейсы и продавать свой продукт. При этом я и другие менторы выступаем в роли условных покупателей.

— Опишите одну из ситуаций, в которой вы столкнулись с условным «А другой ментор говорит наоборот».

— Пожалуйста. Скажем, в некоторых презентациях была уйма технических подробностей, и я говорил: «Это перегруз. Надо упрощать. Ну, типа — спрячьте под сноску. Покажите мне шоу». А были другие презентации, которые мне больше нравились, с упором на маркетинг и продажу продукта. Но другой преподаватель или ментор мог на это сказать: «Вам бы добавить слайдов с технической информацией».

Как я уже говорил, здесь очень важно найти «золотую середину», то есть правильный баланс между технической и коммерческой составляющей продукта. И тогда получится выигрышное предложение.

jm_2-kopiya

— Расскажите про какой-нибудь проект, который вам запомнился.

— Одна группа студентов предложила метод идентификации ушибов, который судмедэксперты могли бы использовать для установления фактов домашнего насилия. Эта тема чрезвычайно актуальна, особенно в период пандемии COVID-19. Мне очень понравился этот проект. Но проблема была в том, что студенты слишком подробно описывали все технические нюансы и им никак не удавалось суммировать суть инновации в 10 предложениях.

Выслушав презентацию, я сказал: «У вас ведь самая благодатная тема — просто покажите на конкретном примере из жизни, как ваше решение спасло бы ситуацию». И тогда студенты использовали в качестве примера дело американского футболиста О. Джея Симпсона, который, ну, по сути дела, убил свою жену. С помощью предложенной технологии можно было бы раскрыть это дело, точно установив, когда все произошло, и опровергнув алиби. Думаю, при такой постановке вопроса они бы меня заинтересовали как условного судмедэксперта или инвестора.

jm_3

— Расскажите о ваших впечатлениях от студентов, с которыми вам довелось поработать на мастерской.

— Я из Германии, у нас студенты — по крайней мере те, с которыми я работал, — очень шумные, невнимательные, гиперактивные. Их переполняют безумные идеи, порой не имеющие к делу никакого отношения. Они не слушают. А российские студенты супервнимательные! Они очень хотят учиться, и это прекрасно!

Ты им что-то рассказываешь, а они так внимательно на тебя смотрят… но без единого движения — на лицах не видно никаких эмоций. Ты не видишь никакой реакции и из-за этого все время переспрашиваешь: «Порядок? Я вас не потерял?» В Германии я привык видеть какую-то реакцию со стороны студентов — кивок, смех, пренебрежение. У российских студентов все иначе: слушая ментора, они не показывают никаких эмоций.

Поначалу ментор испытывает трудности, не получая отклика от студентов. Но спустя некоторое время, возможно уже на втором занятии, ситуация меняется. У студентов появляется доверие: они убедились, что ты знаешь, о чем говоришь, и более активно идут на контакт. Они горячо тебя благодарят — это очень трогательно. (В Германии и США — по крайней мере, на тех курсах, где я работал — такого не было.) Они миллион раз говорят спасибо, записывают за тобой каждое слово. Их тяга к знаниям очень вдохновляет.

 

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK