Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

ISP 2023: как это было

2023 год начался с трех недель факультативных занятий (ISP). В этом году в программу ISP вошли более 30 курсов − от методов машинного обучения и CAD-моделирования до сторителлинга и развития лидерских качеств. Единственное требование к студентам – пройти не менее 90 часов обучения по программе ISP, однако, по данным Департамента образования Сколтеха, большинство студентов брали максимально допустимые 120 часов.

«Меня интересует прокачка мягких навыков, поскольку они важны для реализации научных проектов и счастливого профессионального развития», − рассказывает аспирантка Центра нейробиологии и нейрореабилитации Сколтеха Алиса Кокорина, которая прослушала курс Александра Хаварда по лидерству.

«Самым запоминающимся был первый день, когда мы проходили тест на темперамент. И преподаватель нам объяснял, как именно, из какой позиции в нашей жизни отвечать на вопросы теста, что мне помогло получить неожиданные, но правдивые результаты», − добавляет она. «Мне понравилась подача Алекса Хаварда. Я даже обратилась к нему за советом по источникам, где можно посмотреть лекции или почитать про ораторское искусство, потому что очень впечатлили наши семинары».

«Вдохновение», «мотивация» − эти слова очень часто звучат в отзывах студентов об ISP. Заинтересовать, поддержать, мотивировать, а не только дать теорию и отработать практические навыки – в этом видят свою задачу преподаватели ISP.

tim_1235

Александр Хавард

 

«Задача образования – выявлять и развивать в человеке его лучшие качества», − рассказывает преподаватель курса по нравственному лидерству Александр Хавард.

На его занятиях студенты проходили психологические тесты, раскрывающие их личностные качества, разбирали примеры успешного лидерства и вели углубленные философские дискуссии.

«Лидерство − вопрос личностной трансформации, и моя задача состоит в том , чтобы помочь студентам понять себя, увидеть достоинства своей личности и развить лучшие черты характера», − говорит Хавард. Он проводит четкую грань между манипулированием – принуждением других делать что-либо против воли, и настоящим лидерством: «Каждый, кто ставит перед собой задачу развивать лучшие качества в себе, со временем может стать великим лидером».

Хотя посещение ISP обязательно только для студентов первого года, на занятия нередко приходят аспиранты и даже сотрудники института.

«До поступления в Сколтех я замечал, что, выступая перед аудиторией, говорю громко и монотонно, как робот. Затем я прослушал несколько курсов по сторителлингу и с годами стал говорить лучше», − делится впечатлениями аспирант программы «Инженерные системы» Хавьер Пеньюэла. «Любая научная работа теряет всякий смысл, если ты не в состоянии рассказать о ней ярко и убедительно», − добавляет Пеньюэла.

tim_0317

Зиад Баруни

 

В классе Зиада Баруни по сторителлингу Пеньюэла продемонстрировал навыки, рассказав за четыре минуты личную историю так, что в аудитории смеялись и апплодировали. Преподаватель отметил открытость и искренность выступающего, именно эти качества позволили очаровать слушателей.

«Основная цель курса – помочь студентам раскрыться и поделиться личными историями», − говорит Зиад Баруни, который считает, что в сторителлинге готовых рецептов не существует. «В курсе мы сосредоточены не столько на технических деталях сторителлинга, сколько на получении практического опыта. Я предлагаю студентам рассказывать истории, после чего мы все вместе их обсуждаем. Постепенно студенты обретают уверенность в себе как рассказчике».

tim_8018

Ирина Гайда

 

ISP предоставляет уникальные возможности и для преподавателей. «В диалоге со студентами раскрываются новые грани и аспекты предмета, которые могут оставаться за кадром с высоты экспертного уровня», − отмечает преподаватель семинара Sustainability and Resilience of the Energy System Ирина Гайда.

На семинаре студенты познакомились со стратегиями ESG и провели дебаты о необходимости декарбонизации российского ТЭК к 2050 году – студентов попросили отстаивать две противоположные точки зрения, покритиковать позицию другой команды и выработать новые аргументы в поддержку своей позиции. Также они встретились с климатологом, лауреатом Нобелевской премии мира Олегом Анисимовым. Анисимов рассказал о том, как отделять «политический заказ» от научных фактов и какие угрозы и возможности несёт изменение климата для экономики России.

«Каждый год мы стараемся привлекать к участию в ISP ведущих мировых экспертов, а также представителей сообщества Сколтеха − исследователей и сотрудников», − рассказывает Аделия Идиятуллина. В Департаменте образования Сколтеха она отвечает за организацию курсов ISP. «Мы также стараемся поддерживать наших студентов, предоставляя им возможность делиться своим опытом и выступать в роли наставников».

«Чтобы принять участие в ISP в качестве преподавателей, cтуденты проходят предварительный отбор, поэтому мы заранее просим их подготовить краткий видеоролик курса, а слушателей проголосовать за понравившиеся курсы. Так мы оцениваем интерес», − добавляет Аделия. Студенты проходят дополнительное обучение перед преподаванием курса.

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK