В статье авторы рассказывают о пациенте, который уже 4 года находится в устойчивой ремиссии благодаря этому препарату. Авторы отмечают, что качество его жизни значительно выросло по сравнению с предыдущим периодом, когда пациент находился на иммуносупрессирующей анти-TNF терапии: улучшилась подвижность, прошли боли, появилась возможность вести более спортивный образ жизни. Пациент также перестал принимать анти-TNF терапию после пяти лет непрерывного использования.
Свой вклад в работу внесла аспирантка Сколтеха Ксения Лупырь. По словам Ксении, она занималась биоинформатической частью исследования: «Я занимаюсь анализом Т-клеточных репертуаров уже четыре года. Когда я училась в магистратуре, были проведены испытания на приматах. Я проанализировала результаты и убедилась, что были удалены TRBV9+ Т-лимфоциты, а другие Т-клетки не были задеты. Позже я проанализировала данные первого пациента, получившего новый препарат. Я интегрировала всю имеющуюся информацию: результаты анализов, показатели подвижности, данные секвенирования Т-клеточных репертуаров; проанализировала и визуализировала результаты для новой статьи. Данный пациент интересен тем, что имеются его Т-клеточные репертуары за 15 лет. Можно проследить судьбу аутоиммунных клонов — то есть Т-лимфоцитов, которые несут рецептор, ранее ассоциированный с болезнью Бехтерева, — на большом промежутке времени. Так, например, мы заметили, что самочувствие пациента ухудшается при увеличении пропорции аутоиммунных клонов в репертуаре Т-лимфоцитов».
По словам Ксении, таргетное лечение болезни Бехтерева удалось получить в том числе благодаря тому, что она ассоциирована с лейкоцитарным антигеном человека (HLA) B27. HLA кодируют белки, являющиеся «витринами» на поверхностях клеток и показывающие Т-лимфоцитам, какие пептиды находятся внутри. Распознавая их, Т-лимфоциты активируются и атакуют соответствующие клетки организма.
«Адаптивный иммунитет работает у всех по-своему, поэтому у разных пациентов могут быть разные аутоиммунные клоны, но так как болезнь ассоциирована с HLA, есть шанс, что препарат поможет многим HLA-B27 позитивным пациентам с болезнью Бехтерева», — добавляет Ксения. Авторы статьи также отмечают, что анти-TRBV9+ терапия может иметь применение в других HLA-B27 ассоциированных заболеваниях, таких как псориатический артрит, острый увеит, ювенильный идиопатический артрит и болезнь Крона.
Сейчас клинические испытания препарата для лечения болезни Бехтерева находятся на второй фазе, и недавно была одобрена третья. Исследователи ждут результатов, чтобы сделать вывод об эффективности препарата на широкой выборке пациентов.