Не все фаги несут в себе тРНК. У каких-то штаммов соответствующих генов вообще нет, другие кодируют молекулу-замену одной единственной бактериальной тРНК, а бывает, что вирус способен заменить аж 24 разные молекулы тРНК — это почти полный набор тРНК, обычно используемых кишечной палочкой. Не столь давно учёные были в замешательстве от того, зачем фаги кодируют столько, казалось бы, бесполезной для них РНК.
Первый автор исследования, аспирант программы «Науки о жизни» Сколтеха и стажёр-исследователь Центра молекулярной и клеточной биологии Сколтеха Светлана Белухина, рассказала о результатах работы: «Мы уточнили понимание того, как фаги взаимодействуют с иммунной системой PARIS. Во-первых, мы показали, что PARIS атакует не одну, а три разные тРНК. Подобным образом действуют некоторые известные токсины. Во-вторых, мы подтвердили, что замены атакованных тРНК достаточно, чтобы защитить вирус от этого иммунного ответа. Наконец, в-третьих, мы продемонстрировали, что подобное приспособление вируса — это вопрос лишь нескольких мутаций: даже среди близкородственных штаммов одного вируса, которые весьма схожи, один может нести необходимые для уклонения от PARIS подменные тРНК, а другой нет. И по одному лишь геному вируса пока нельзя сказать, есть ли у него успешная адаптация».
Результаты получены в ходе эксперимента, в рамках которого кишечную палочку инфицировали двумя близкородственными фаговыми штаммами, один из которых несёт 24, а другой — 13 тРНК, а также вирусом из другого семейства, который вовсе не кодирует тРНК. Первый фаг оказался устойчив к системе PARIS, второй — нет, но становился устойчив при добавлении одной из тРНК, кодируемых первым. Третьему, не родственному фагу потребовалось искусственное добавление подменных тРНК для всех трёх мишеней PARIS, чтобы сопротивляться иммунитету.
Одна из загадок, которую предстоит раскрыть в будущих исследованиях связана с ещё одним из того же семейства кодирующих тРНК бактериофагов. Он тоже устойчив к системе PARIS и тоже несёт 24 гена тРНК, но отличных от генов своего собрата. По невыясненной причине варианты трёх молекул — мишеней PARIS от этого вируса не спасают от иммунитета другие, уязвимые фаги. Остаются неясным, почему сам этот фаг защищён от PARIS, и как всего несколько мутаций в генах тРНК могут оказывать такое сильное влияние на устойчивость вирусов к бактериальному иммунитету.