Международная группа ученых открыла новые вещества, проявляющие высокотемпературную сверхпроводимость под высоким давлением

Исследователи из Сколтеха, МФТИ, Университета Штата Нью-Йорк, США (State University of New York), Университета Почты и Телекоммуникаций Нанкина, Китай (Nanjing University of Posts and Telecommunications), Северо-Западного Политехнического Университета, Китай (Northwestern Polytechnical University) и Нанкайского Университета, Китай (Nankai University) предсказали необычные гидриды олова (SnH8, SnH12, SnH14), которые становятся стабильными под давлением и оказываются высокотемпературными сверхпроводниками. Ранее был известен лишь традиционный гидрид олова SnH4, сверхпроводимость для которого отмечалась при высоком давлении и относительно высоких температурах (52 K). Новые соединения демонстрируют сверхпроводимость при более высоких температурах (до 100 K). В работе применялся эволюционный алгоритм USPEX (Universal Structure Predictor: Evolutionary Xtallography). Результаты работы опубликованы в престижном журнале “Scientific Reports”.

Эта работа – часть погони за высокотемпературными сверхпроводниками, в которой уже много лет участвуют исследователи по всему миру. Явление сверхпроводимости было открыто группой голландского физика Камерлинг-Оннеса в 1911 году. Оно проявляется в полном исчезновении электрического сопротивления при понижении температуры и приводит к вытеснению магнитного поля из материала. Изначально сверхпроводимость была обнаружена только в некоторых простых металлах, таких, как алюминий и ртуть, при температурах всего на несколько градусов Кельвина выше абсолютного нуля (-273°C). Так называемые “высокотемпературные сверхпроводники” демонстрируют сверхпроводимость при более высоких температурах, порядка 40-138 градусов Кельвина (-233-135°C). Несмотря на потребность в постоянном охлаждении, сверхпроводники уже сейчас используются в различных устройствах, например, в ускорителях элементарных частиц, высокочувствительных магнитометрах или в магнитах для магнитно-резонансной томографии.

“С химической точки зрения открытые нами соединения тоже крайне интересны, так как имеют труднообъяснимые химические формулы и новые типы анионов – линейные группы H4 из четырех атомов водорода, или новые конфигурации Н3 из трех атомов водорода“,- рассказывает руководитель исследования, профессор Сколтеха Артем Оганов.

Screen Shot 2016-03-31 at 3.24.57 PM

* Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) – негосударственное научно-образовательное учреждение в Сколково (Россия, Московская область). Созданный в 2011 году при участии Массачусетского технологического института (МТИ), институт готовит новые поколения исследователей и предпринимателей, развивает научные знания и содействует технологическим инновациям с целью решения важнейших проблем, стоящих перед Россией и миром в новом тысячелетии. Сколтех строит свою работу, опираясь на опыт лучших российских и международных образовательных и исследовательских институтов. При этом особый акцент делается на преподавание навыков предпринимательской и инновационной деятельности.