«Идеи Влияния». Интернет освещения

 Одна из вещей, которые делают Сколтех уникальным – восприятие коммерциализации как составной части его ядра, в котором сочетаются образование, исследования и ориентированность на коммерческое применение результатов разработок. Традиционно существует разрыв между научными исследованиями и потребностями отрасли. В Сколтехе мы работаем на то, чтобы преодолеть разрыв и научить студентов принимать в расчёт потребности рынка, не только в процессе исследования, но даже и до его начала.

IMG_2250Одним из способов сделать это – курс проф. Желько Текича «Идеи Влияния: Основы коммерциализации технологических достижений».  Курс, который преподаётся в версиях для студентов и аспирантов, направлен на то, чтобы помочь слушателям развить у себя способность находить, оценивать и развивать технологические идеи, превращая их в коммерчески жизнеспособные концепции продуктов и процессов, а также создавать на их основе жизнеспособные бизнес-предложения. В то время как учебный материал основан на теории и исследованиях, сам курс имеет чёткую практическую направленность и большая часть его посвящена формированию бизнес-возможностей на базе изучаемых технологий.

F400054334-FIL-global-001На последнем этапе курса «Идеи Влияния» перед слушателями была поставлена задача из реальной жизни отрасли – настоящий инновационный вызов. Студентам Сколтеха представилась возможность поработать над задачей, выдвинутой компанией Philips Lighting, мировым лидером рынка и инноваций в области освещения. Разделившись на группы, студенты должны были найти варианты новых приложений и услуг на основе решений Philips в области освещения «умного дома».

В начале курса, каждая группа получила для изучения и работы по одному комплекту системы интеллектуального светодиодного освещения с поддержкой сетевых технологий Philips Hue. Сама задача решалась в режиме конкурса, по результатам которого победителей ждал ценный приз.

IMG_2241Помимо погружения в практику, огромная польза для участников конкурса состояла и в том, что с самого начала они работали в тесном контакте с учеными из Philips Lighting. Трижды в течении семестра Карс-Михаэль Х. Ленссен, директор и главный научный сотрудник Philips Lighting в Нидерландах, приезжал в Сколтех, чтобы поработать с нашими студентами, выслушать их идеи и оценить их. Аналогичную поддержпосредством видеоконференций оказывал участникам проекта и д-р Мариус Троуборст, старший научный сотрудник Philips Lighting. В конце семестра оба они прибыли в Сколтех, чтобы присутствовать на финальных презентациях и объявить группу-победительницу.

IMG_20160407_124644Как поясняет проф. Желько Текич: «в первую очередь, мы хотели, чтобы студенты думали максимально разнообразно, чтобы они сгенерировали как можно больше и как можно более разнообразных идей. Мы не хотим, чтобы они застряли на первой идеи, но хотим чтобы они придумывали как можно большее число различные вариантов. Именно поэтому мы поставили перед каждую группу задачу представить в своей презентации по крайней мере четыре различных идеи. Затем, основываясь на личных предпочтениях участников и наших отзывах, каждая группа была направлена на работу по применению и обслуживанию систем в различных областях. Мы пытались сделать это, не только чтобы предотвратить повторение и дублирование, но и чтобы дать студентам возможность изучить все потенциальные возможности в области светодиодного освещения с поддержкой сетевых технологий».

«В принципе, обнаружение проблемы является более важным, чем нахождение ее решения», – считает проф. Текич, «потому что, многие русские студенты технических специальностей особенно хороши в поиске решений, когда им известна проблема. Здесь подход немного отличается. Гораздо важнее найти проблему, поскольку ее определение дает возможность работать над чем-то новым. И это то, на чем что мы сосредоточились во время первого этапа – определении проблемы».

После заключительных выступлений, мы поговорили с д-ром Ленссеном, д-ром Троуборстом и проф. Текичем о том как развивался проект и каковы его итоги.
Желько Текич: «Первый раз мы встретились здесь в Сколтехе год назад во время Startup Village. Это был своего рода сеанс налаживания контактов после презентации. Мы начали говорить о темах, представляющих общий интерес: совместном творчестве и открытых инновациях, а также о возможностях кооперации между Сколтех и Philips Lighting. А потом, так как Карс-Михаель часто бывает в Москве, мы несколько раз встречались и пришли к пониманию того, как нам начать сотрудничество. Логическим решением было сделать что-то для студентов».
Карс-Михаэль Х. Ленссен: «То, что нам очень нравится в Сколтехе – сочетание науки с предпринимательством. Есть много университетов, которые очень хороши в области научных исследований и, например, в «хардкорной» математике. Думаю, что здесь, в Сколтехе мы искали и нашли сочетание с одной стороны науки, технологий и лучших студентов со всех уголков страны и СНГ, а с другой – готовность оказывать влияние на жизнь общества и заниматься предпринимательством. Это «зацепило» нас. После обсуждения мы решили сделать конкурс, привязав его к учебной программе. Вернувшись домой, я поговорил с коллегами и руководством. Мы пришли к выводу, что проект будет интересным для компании. Я хотел бы еще упомянуть, что именно благодаря Желько Текичу у нас появилась такая возможность. Он сделал все возможное для скорейшей реализации нашей задумки».
Д-р Мариус Троуборст: «Я веду проект в области сервисов домашнего освещения. И есть очень много интересных вещей, происходящих в этой сфере – революция продолжается, обычное освещение меняется на светодиодное. Поскольку LED-освещение представляет собой цифровую технологию, она допускает широчайшую область применений. Сейчас в области LED-освещения появилось очень много нового, но мы в Philips Lighting не хотим делать все в одиночку, но желаем работать вместе с другими компаниями, университетами и талантливыми студентами. Это ответ на вопрос почему нам интересно работать со Сколтехом, исследуя новые возможности здесь на местных рынках в России».

Делясь своим впечатлением от презентации, д-р Троуборст сказал: «Мы услышали от участников конкурса довольно много интересного. Студенты действительно хорошо поработали. За пару недель они погрузились в тему и изучили возможности применения сервиса в условиях «умного дома». Я был впечатлён презентациями, которые увидел сегодня». С ним согласен и д-р Ленссен: «Могу сказать, что по сравнению со средним показателем, презентации студентов Сколтеха были очень неплохими. Так бывает отнюдь не в каждом университете. Они сделали очень много за весьма короткий период времени. Нам очень понравился найденный формат – это лучше чем короткий однодневный хакатон, а результаты для первого раза очень хорошие. Определенно, у нас было очень хорошее начало и в дальнейшем мы продолжим сотрудничество. Вероятно, оно выльется в стажировки студентов Сколтеха в лабораториях Philips Lighting в Нидерландах».

Но, вернёмся к конкурсу. Победившая группа представила с помощью интересного видео сервис, который использует систему Philips Hue для улучшения чтения. Члены группы Анастасия Стельвага, Александр Шкорута, Денис Колесников, Георгий Клушин и Ваня Варик получил в качестве призов по комплекту системы Philips Hue. По словам Анастасии Стельваги, – «Это был лучший предпринимательский курс среди тех, что я проходила, в том числе и в MIT. Главным моментом здесь была очень тесная взаимосвязь между теорией и практикой. Все бизнес-структуры, которые мы проходили на лекциях, оказались реализованы на практике. Второй момент – очень четкий результат. Было очень интересно работать с современной бизнес-задачей. Мы узнали, как найти и оценить бизнес-возможности. И особенно мотивировал меня тот факт, что есть шанс, что наши идеи позднее могут воплотиться в реальные продукты Phillips Lighting, используемые в жизни».

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK