Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Космический бизнес: “Дьявол в деталях”  

«Дьявол в деталях» – частая формулировка, за которой кроется намек, что суть зачастую скрывается за незаметными с первого взгляда деталями.

img_1341

Ректор Сколтеха Александр Кулешов поприветствовал Льва Зеленого, посетившего Сколтех с лекцией

В этом семестре в Сколтехе и MIT читается совместный курс “Космический сектор”, руководителем которого является президент-основатель Сколтеха, профессор MIT и Сколтеха Эдвард Кроули. Задачи курса – сформировать понимание у студентов, в каких деталях космического бизнеса скрывается “дьявол”, с космической скоростью запускающий на недосягаемые высоты одни проекты и также стремительно разрушающий – другие.

screen-shot-2017-02-28-at-5-08-15-pm

Эд Кроули, ректор-основатель Сколтеха, профессор MIT

 

img_1339

Академик Лев Зеленый читает лекцию в Сколтехе

В ходе курса студенты изучают различные сектора космической деятельности: будь то наблюдение за Землей, телекоммуникационная сфера, пилотируемая космонавтика, космическая медицина, спутникостроение, или рынок космических запусков. Знания о ключевых направлениях деятельности внутри каждой из тем, используемых технологиях (TRL), ключевых компаниях и ограничениях передаются “из первых уст”: профессионалы из числа бывших или действующих руководителей NASA, Роскосмоса и ESA, основателей космических компаний, а также глав крупнейших мировых научно-исследовательских организаций приезжают в Сколтех и MIT и буквально передают свой опыт слушателям по крупинкам.

img_1274-2

Профессор Сколтеха Желько Текич рассказывает студентам курса, как молодой компании удержаться на рынке в условиях жесткой конкуренции

Это лишь одна сторона курса. Знания сами по себе так и останутся несистематизированным набором фактов, предположений и наблюдений, если им не задать оболочку. Такими оболочками в рамках курса являются целый ряд ключевых компетенций, признаваемых в мировом сообществе как необходимые навыки для профессионалов: например, преподаваемая слушателям дисциплина «Критическое мышление» (Critical Thinking) поставлена в специальном докладе мирового экономического форума в Давосе на второе место из десяти ключевых компетенций, которыми должны обладать профессионалы в 2020 году. Помимо этой дисциплины, студенты изучают основы «Системного мышления» (System Thinking), а также проходят специальную игру по анализу цепочки создания стоимости (Value chain analysis) на примере космического проекта. В дополнение, слушатели узнают, как по отраженным в годовых отчетах публичных компаний финансовым показателям можно сделать выводы о деятельности организации в отчетный период и где кроются “дьяволы” в отражении финансовых деталей космических проектов. Например, как понять, как на самом деле развивается та или иная публичная компания в космической сфере – и понять не из прессы, а из фактов?

img_1405

Д-р. Дмитрий Кулиш проводит семинар по анализу цепочки создания ценности (value chain analysis) для проекта космических телекоммуникаций

Все эти знания слушатели курса в Сколтехе и MIT применяют для выполнения практических заданий в рамках курса, а также обсуждают в ходе высококачественного сеанса аудио- и видеосвязи между Сколтехом и MIT во время лекций.

Во времена стремительных технологических изменений окружающий мир требует целостного мышления (holistic thinking). Мы надеемся, что курс “Космический сектор” – это один из тех камешков, которые формируют прочный фундамент для инженеров в вопросе понимания устройства и функционирования космических проектов как сложных систем, погруженных в окружающий контекст.

Статья подготовлена организационным комитетом курса “Космический сектор”:

  • Ярослав Меньшенин, аспирант Сколтеха, учебный ассистент курса
  • Наталья Глазкова, аспирант Сколтеха, учебный ассистент курса
  • Татьяна Подладчикова, старший преподаватель Сколтеха, преподаватель курса

Справка

  • Курс «Космический сектор» читается совместно для студентов космической программы Сколтеха и Департамента аэронавтики и астронавтики MIT и является образовательной инициативой Сколтеха и MIT. Профессором курса является президент-основатель Сколтеха, профессор Эдвард Кроули;
  • Курс был разработан в ходе стратегической сессии в MIT весной 2014 года, впервые апробирован в Сколтехе в 2014–2015 учебном году, а затем – повторен в 2015–2016 учебном году. В этом году курс читается в третий раз и впервые – в качестве совместной инициативы между Космическим центром Сколтеха и Департаментом аэронавтики и астронавтики MIT;
  • В предыдущие годы приглашенными лекторами курса «Космический сектор» были также экс-главный технолог NASA Роберт Браун, космонавт Роскосмоса Сергей Крикалев, экс-глава Института по аэрокосмической медицине DLR Руперт Герцер, основатель Даурии Аэроспейс Михаил Кокорич, Дмитрий Пайсон, Директор информационно-исследовательского центра ОРКК.

 

 

Share on VK