Ученые проследили за эволюцией липидов в тканях млекопитающих

Ученые из Сколтеха совместно с коллегами из Германии провели масштабное исследование, направленное на изучение жирового состава 6 различных тканей у 32 видов млекопитающих. Полученные данные продемонстрировали, что в процессе эволюции представленность и концентрация различных жиров сильно меняется. Больше всего специфических эволюционных изменений было обнаружено у человека. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Molecular Biology and Evolution.

Липиды, к которым относятся жиры и еще ряд жироподобных веществ, играют большую структурную и функциональную роль в клетках живых организмов. Из жиров построены клеточные мембраны, жиры запасают энергию, а самое интересное, липиды передают сигналы между клетками, в первую очередь в мозге.

Если генетические различия между видами уже хорошо изучены, изменения липидного состава между разными группами живых организмов и эволюционные тенденции этих изменений в различных тканях до сих пор оставались практически неизведанными. Тем не менее, ученые уже давно предполагают, что липидный состав может много сказать о процессе развития мозга в ходе эволюции и приблизить человечество к пониманию тайны происхождения человека.

Ученые из Сколтеха провели широкомасштабный биоинформатический анализ липидного состава в тканях 32 видов млекопитающих, включая человека. В ходе исследования анализировались образцы тканей из коры больших полушарий головного мозга, почек, сердца, мышц, печени и мозжечка.

В результате работы было обнаружено множество специфических изменений липидного состава, характерных для того или иного вида живых организмов. Больше всего видоспецифичных изменений было обнаружено у человека, и локализованы эти изменения были преимущественно в мозге.

“Интересно, что найденные нами человеко-специфичные липиды преимущественно вовлечены в метаболические пути, связанные с когнитивными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера, Паркинсона, и другими нарушениями работы нервной системы. Получается, эти липиды важны для когнитивной деятельности человека, а это именно то, что отличает наш вид от других”, – рассказывает первый автор исследования, научный сотрудник Сколтеха Екатерина Храмеева.