Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Учёные Сколтеха покоряют остров Онекотан из северной группы Большой Курильской гряды

Всего за неделю группа преданных своему делу исследователей из Центра Сколтеха по добыче углеводородов преодолела десятки километров по труднопроходимой местности, которую можно встретить только на отдалённых необитаемых островах.

Они двигались к заветной цели, не обращая внимание на сильный ветер и дождь и пробираясь через заброшенные военные объекты. Им оставалось только надеяться, что дикая природа не преподнесёт им никаких сюрпризов.

Эта группа смельчаков была готова сносить все тяготы путешествия ради того, чтобы в конце пути познакомиться с поистине уникальным географическим объектом — островом Онекотан.

Курильские острова, являющиеся частью тихоокеанского вулканического пояса, образовались в результате субдукции Тихоокеанской плиты вниз под Охотскую плиту. Процесс субдукции привёл к формированию магмы, которая, в свою очередь, способствовала появлению вулканов. По всей гряде Курильских островов расположены около 100 вулканов, 40 из которых являются действующими.

Остров Онекотан, входящий в состав северной группы Большой гряды Курильских островов, известен тем, что на его территории находится действующий вулкан Креницына, причём расположен он внутри кальдеры другого вулкана, извержение которого произошло тысячи лет назад. Этот уникальный объект уже многие годы вызывает интерес у геологов и географов.

Кальдера Тао-Русыр, внутри которой находится вулкан Креницына, за многие тысячелетия, прошедшие после извержения вулкана, наполнилась водой и превратилась в кольцеобразное озеро, подобных которому на нашей планете не существует. Самое недавнее извержение вулкана Креницына произошло в 1952 году.

Именно это озеро вызвало интерес учёных Сколтеха и вдохновило их на организацию недельной научной экспедиции на остров.

В состав экспедиции вошли представители Центра Сколтеха по добыче углеводородов: ведущий научный сотрудник Андрей Казак, старший научный сотрудник Денис Сабитов, старший инженер Владимир Стукачёв, аспирант Виктор Начев и заместитель директора Центра по экспериментальным исследованиям Алексей Черемисин.

Готовясь к экспедиции, её участники разработали целый набор цифровых моделей рельефа местности (вид сверху; вид с высоты птичьего полёта), которые по возвращении планировали доработать с учётом информации, полученной с датчиков слежения GPS во время перехода по острову, и тем самым пополнить скромный объем знаний о малоизученной местности острова Онекотан.

Перед отъездом в экспедицию им пришлось не только провести подготовительную научную работу, но и решить массу проблем, связанных с логистикой.

Дело в том, что на острове Онекотан уже более ста лет никто не живет, поэтому там нет даже элементарной инфраструктуры.

Соответственно, команде Сколтеха пришлось самостоятельно добираться от Камчатки до далёкого Онекотана. Они заранее позаботились о морском транспорте и наняли опытного капитана, который доставил их на лодке с Камчатки на Онекотан. Прибыв на остров, они сразу усвоили свой первый урок: они поняли, что, путешествуя по этому региону, необходимо считаться с его суровым и переменчивым климатом.

В день запланированного отплытия разразился шторм. Отъезд пришлось отложить и двое суток провести на Камчатке в ожидании улучшения погоды.

Участники экспедиции добирались до острова на лодке за два с половиной дня. По наблюдениям команды, маршрут пролегал как раз вдоль линии слияния достаточного тёплого Тихого океана и относительно холодного Охотского моря, а такой температурный контраст обычно создаёт крайне неблагоприятные условия для навигации.

«Возможно, до острова было бы проще добраться на вертолёте, но это стоило бы как минимум миллион рублей», – сказал Сабитов. «Добираться по морю оказалось гораздо дешевле».

Высадившись на острове, команда сразу же начала переход к вулкану Креницына. Участники экспедиции попытались заранее проложить маршрут по карте, но, очутившись на месте, поняли, что в силу технологических ограничений и отсутствия на острове местного населения и базовой инфраструктуры все географические карты безнадёжно устарели и не отражают истинного рельефа местности.

«Я считаю, что Google Maps и Google Earth – отличные приложения, но даже они не в состоянии передать реальный рельеф местности. То, что изображено на карте, может очень сильно отличаться от реальной картины в заданной географической точке», – сказал Казак.

Сабитов согласился, добавив: «С высоты полёта можно легко увидеть все особенности рельефа местности – долины, реки, вершины вулканов. Но пройти все это пешком очень сложно. Чтобы по-настоящему ощутить всю сложность рельефа, нужно весь путь до точки назначения пройти пешком».

Наши герои выбрали тернистый путь: их маршрут пролегал в основном по пересечённой местности со спусками и подъёмами и обширными участками, сплошь покрытыми непроходимым стланником.

Участники экспедиции не только испытывали трудности навигации на позаброшенной местности в отсутствии точных карт, но и не знали, какие сюрпризы могут поджидать их на этом пути.

Известно, что на острове обитают лисы и другие хищники, но сам остров уже давно окутан пеленой тайн и загадок, поскольку за последние десятилетия здесь не проводилось никаких исследований. А Сабитов смеясь замечает, что самым большим разочарованием в этой поездке было то, что ему и его спутникам так и не удалось увидеть медведя.

Как это ни удивительно, приятным и весьма полезным сюрпризом в этом путешествии оказалось наличие построенных ещё в советское время подъездных путей к военным объектам, использовавшимся советскими, а впоследствии российскими военными в период с 1945 по 2005 годы.

В последние годы по этим дорогам никто не ездил, но нашим путешественникам они помогли обойти несколько опасных участков, где природа может оказаться безжалостной к человеку — а это немаловажный фактор, если учесть, что в пути их постоянно преследовали проливные дожди и густой туман.

После трёхдневного перехода группа исследователей наконец добралась до вершины кальдеры Тао-Русыр. «Мы вдруг поняли, что на вершине кальдеры Тао-Русыр мы оказались совершенно случайно. Все мы устали после длительного, сложного перехода и решили разбить лагерь. Сняв рюкзаки, мы с Денисом поднялись ещё на 50 метров вверх от лагеря и оказались на краю кальдеры, откуда открывался захватывающий вид на вулкан Креницина. Погода стояла ясная, и нам удалось сделать отличные фотографии. Нашей группе повезло — мы наблюдали вулкан целые 4 часа», – рассказывает Алексей Черемисин.

Восхождение на вершину кальдеры стало для участников группы одним из самых запоминающихся событий. «Для меня самый яркий момент за всю поездку наступил, когда мы поднялись на вершину кальдеры и перед нами открылся вид на озеро. Оглядываясь назад, я понимаю, что это был самый запоминающийся момент этой экспедиции», – сказал Казак.

Разбив лагерь, Казак и Сабитов начали прогуливаться по краю кальдеры в поисках удобного спуска на берег озера, откуда на плоту можно было бы добраться до вулкана Креницына и по пути взять образцы воды из кольцевого озера.

Однако, тщательно обследовав скалы, они пришли к печальному выводу, что склоны везде настолько круты, что, спустившись вниз, они вряд ли смогут снова подняться наверх.

«Самым печальным моментом всей экспедиции стало то, что мы так и не смогли добраться до вулкана. Если бы я был один, я бы обязательно попытался спуститься», – размышляет Казак.

«И там бы и остался», – не раздумывая парировал Сабитов. И оба дружно рассмеялись.

И всё-таки Сабитов увидел позитивный момент в том, что группе не удалось доплыть до вулкана Креницина: «Да, добраться до вулкана мы не смогли, но в этой неудаче я вижу и положительную сторону — у нас будет повод приехать на Онекотан ещё раз. Теперь мы лучше знаем местность, понимаем все сложности этого путешествия и можем лучше к нему подготовиться».

Проведя ночь в лагере на краю кальдеры, команда собрала вещи и направилась обратно к берегу острова.

Пока участники команды находились в пути, лодка должна была ожидать их в бухте соседнего острова, где, по словам капитана, море всегда относительно спокойное. Единственным средством связи с капитаном был спутниковый телефон.

Вполне понятно, что у некоторых исследователей это вызывало определённое беспокойство. Казак рассказывает, что для него самым приятным за всю поездку стал момент, когда, подойдя к берегу, он увидел ожидающую их в бухте лодку.

«Самое большое счастье я испытал, когда мы вернулись на берег и увидели ожидающую нас лодку. Помогло и то, что на тот момент на острове стояла хорошая погода», – сказал он. Но счастье длилось недолго: на обратном пути у лодки отказал мотор, и команде пришлось почти сутки провести в открытом море, где, не переставая дул сильнейший ветер.

Команда вернулась в Сколтех с богатой коллекцией новых данных для доработки цифровых моделей местности, а также большими планами по организации следующей экспедиции на остров.

В следующий раз учёные планируют захватить с собой несколько беспилотных летательных аппаратов, с которыми гораздо проще передвигаться по труднопроходимой или незнакомой местности.

Как отметил Казак, одной из главных трудностей перехода был непредсказуемый характер погоды, и выразил надежду, что в следующий раз удастся установить на острове метеостанцию.

«Жаль, что в этот раз мы не установили на острове метеостанцию с удалённым доступом. Надеюсь, мы сможем сделать это в следующий раз, возможно даже на условиях краудфандинга», – сказал он, заметив, что ближайшая метеостанция находится на удалении 100 километров от острова.

Через некоторое время группа учёных Сколтеха надеется снова отправиться на Онекотан, чтобы, вооружившись беспилотниками и метеостанцией, прокладывать на острове новые пути и познавать неизведанное.

Любой человек, заинтересовавшийся экспедицией и желающий получить подробности (карты, модели, траектории маршрутов, фото- и видеоматериалы) может в любое удобное время напрямую обращаться к .

Share on VK