Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

ISP 2020 – курс “Наука в современном искусстве»

Профессор Станислав Шпанин. Фото: Тимур Сабиров

Профессор Станислав “Стасс” Шпанин. Фото: Тимур Сабиров

Период факультативных занятий (Independent Studies Period, ISP) – это обязательная январская учебная программа, которая проводится в Сколтехе ежегодно начиная с 2014 года. В течение этого периода студенты получают знания и навыки в рамках четырех модулей: «Расширение кругозора – взгляд за грань профессии», «Развитие мягких навыков (soft skills)», «Предпринимательство и инновации» и «Организация и планирование карьеры».

В рамках факультатива студенты знакомятся с новыми трендами в обучении, которые могут отличаться от более привычных форматов, с которыми они сталкивались, получая образование в других научно-технических вузах. Факультатив проводится внешними специалистами, а также преподавателями и представителями студенческого сообщества Сколтеха (магистрантами и аспирантами). Учебные курсы охватывают широкий круг дисциплин, таких как ораторское искусство, подготовка и написание научных работ, наука в современном искусстве, введение в кибербезопасность, основы биржевой торговли, наука и кулинария и другие.

Факультатив по своей сути является мультидисциплинарным, а это крайне важно с точки зрения воспитания нового поколения лидеров в области науки, технологий и бизнеса. Кроме того, мультидисциплинарность открывает студентам широкие возможности для работы над увлекательными инновационными проектами в самых разных областях.

В 2020 году факультатив проводится в седьмой раз и предлагает интересную учебную программу, состоящую из 36 курсов широкой тематики. Закончилась первая неделя занятий, и мы решили узнать у преподавателей и студентов, как проходит факультатив в этом году.

Наука в современном искусстве

Мы встретились с одним из преподавателей, принимавших участие в факультативе ISP с момента его основания. Это художник, профессор искусствоведения Ратгерского университета (шт. Нью-Джерси) Стасс Шпанин. Он живет в Филадельфии – крупном культурном центре США, где сосредоточено множество художественных музеев и других культурных объектов. Его курс «Наука в современном искусстве» призван не только развивать у студентов творческий подход к решению научно-технических задач, но и знакомить их с современным искусством. Студенты получают возможность поработать с новыми идеями в групповом формате в рамках учебной программы, что помогает им не только развивать креативность и совершенствовать свои творческие навыки, но и учиться работать в коллективе над решением конкретных  задач, даже если эти задачи выходят за рамки их специальности.

В своем интервью Стасс остановился на нескольких вопросах, непосредственно связанных с тематикой его учебного курса, а также рассказал о своей работе в качестве профессора искусствоведения. Отвечая на вопрос о том, как он стал преподавателем ISP, он рассказал, что однажды в Московском музее современного искусства встретился с группой студентов Сколтеха.

«В Музее я занимался подготовкой очередного проекта, и студенты Сколтеха предложили помочь мне с его технической частью. Хотя в университете они изучали точные науки, их очень интересовало искусство. Так я познакомился со Сколтехом и стал частью его команды», –вспоминает Стасс.

Говоря о тематике своего курса, Стасс упомянул о нескольких культурных центрах Европы. Одним из таких центров является Берлин, получающий серьезное финансирование для развития культуры. Своими многовековыми традициями в области классических видов искусства (визуального, исторического, эстетического) также славятся Франция и Италия, а вот современное искусство, особенно его нетрадиционные направления (такие как, например, наука в искусстве) в этих странах развиваются не столь активно.

Отвечая на вопрос о различиях между современным и традиционным искусством, Стасс рассказал о том, в каком ключе этот вопрос рассматривается в его учебном курсе ISP.

«В моем курсе речь не идет напрямую об эстетике искусства как таковой, ведь большинство студентов не собираются быть художниками, но при этом все они люди творческие и думающие. В XX веке стало весьма популярным мнение о том, что суть искусства заключается не только в эстетике, но и в идеях, которое оно пытается донести до зрителя, а сама идея может оказаться более значимой, нежели ее эстетическое восприятие. Первым, кто высказал это мнение, был французский художник Марсель Дюшан».

tim_0386

Фото: Тимур Сабиров

 

Иначе говоря, в современном искусстве важна не столько эстетика, сколько идея. В качестве наглядного аргумента в пользу этого утверждения Стасс принес на занятие каталог выставки, которая проходит в Художественном музее Филадельфии – Design for Different Futures. Авторами немалой части работ, представленных на выставке, являются ученые из Лаборатории медиатехнологий MIT, работающие над  проектами, посвященными  технологиям будущего.

Уже на второй лекции Стасс Шпанин дал каждой группе студентов задание создать инсталляцию из восьми печатных фотографий, причем сделать это так, чтобы идея, представленная на каждой из фотографий, согласовывалась с общей идеей инсталляции, а фотографии служили лишь средством передачи общей идеи.

tim_0327

Фото: Тимур Сабиров

 

«Существует известный афоризм: «Средством коммуникации является само сообщение». Что это значит? А вот что: просто стеклянный молоток», – сказал Стасс.

Стасс хочет добиться того, чтобы, создавая инсталляции, студенты научились работать с подобными парадоксами и генерировать новые идеи относительно средств коммуникации.

Известны случаи (хотя их и немного), когда, прослушав курс ISP, студенты резко меняли свою учебную траекторию, решив заняться искусством и наукой. Например, студентка программы «Науки о жизни» Лаура Элидедт Родригес обучалась в Сколтехе по специальности «биоинженерия», но так увлеклась био-артом, что теперь работает в Санкт-Петербурге, совмещая карьеру биолога и художника.

«Я считаю, что преподавать студентам, изучающим научно-технические дисциплины, гораздо интереснее, поскольку у них есть два качества, которые отсутствуют у гуманитариев, занимающихся искусством. Во-первых, они в большинстве своем не имеют никакой специальной подготовки в области искусств и способны создавать совершенно новые вещи, не оглядываюсь на то, что уже было сделано до них. Во-вторых, студенты, изучающие естественные науки, отличаются особым образом мышления и зачастую более абстрактным восприятием действительности».

tim_0393

«На проходившей недавно в Майами выставке Art Basel итальянский художник Маурицио Каттелан представил инсталляцию из обычного банана, приклеенного к стене скотчем. Эта неоднозначная работа вызвала жаркие споры, однако была продана прямо с выставки за 120 тысяч долларов! Большинство моих студентов недоумевали, почему инсталляция ушла за такие деньги. Вот что я им ответил: когда вы смотрите на эту работу, вы не должны воспринимать ее как отдельное произведение. Нужно познакомиться со всеми работами художника за предыдущие годы и рассматривать его творчество в развитии. Рассматривая отдельную работу в более общем контексте, студент лучше понимает лежащую в основе этой работы логику, а это, в свою очередь, помогает им создавать свои индивидуальные проекты, следуя собственной логике».

В качестве курсовых работ по ISP студенты подготовили презентации в виде манифестов по тематике курса. Основное внимание при этом уделялось семантической составляющей и способности студента доходчиво сформулировать и представить сложную идею или концепцию. Эта задача не так уж проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, тема работы должна давать пищу для размышлений. Во-вторых, нужно выбрать такую тему, которую будет непросто защищать перед экзаменационной комиссией. Тематика манифестов, представленных студентами в этом году, охватывает широкий круг вопросов – от искусства XXII века до этических вопросов, касающихся редактирования генома человека и других экспериментов по исследованию человеческого организма.

«Приятно видеть, что в этом году студенты представили большое количество разнообразных, интересных идей», – отметил Стасс.

Курс «Наука в современном искусстве» является основным среди других учебных курсов, входящих в состав программы ISP с момента ее создания. Увлеченность Стасса Шпанина своим предметом поистине заразительна: его студентам постоянно хочется узнавать что-то новое. В прошлом Стасс преподавал курс When Art Meets Science (Союз науки и искусства), в рамках которого студенты знакомились с новейшими проектами в направлении «наука и искусство», проводили исследования и создавали свои собственные проекты. Хочется пожелать Стассу и дальше так же активно работать со студентами Сколтеха!

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK