О преподавателе: Д-р Тияна Проданович – профессор кафедры физики в Университете Нови-Сад (Сербия), имеет степень доктора философии (PhD) по астрофизике Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (США). Тияна является победителем национального конкурса FameLab 2008 года на звание лучшего молодого научного коммуникатора и вторым призером международного конкурса FameLab 2008, проходившего в рамках Челтенхемского фестиваля науки в Великобритании. Она неоднократно выступала на конференциях TEDx, является автором статьи «Десять заповедей по подготовке презентаций», публиковалась в разделе Communicating Astronomy в журнале Public (2009). Тияна прослушала несколько международных мастер-классов по развитию навыков презентаций и научной коммуникации, а также организовала и провела серию аналогичных занятий для исследователей и преподавателей университетов из разных стран Европы.
Сегодня в мире появились технологии, подобных которым до этого просто не существовало. Каждый год происходят крупные технологические прорывы. Еще никогда знания и информация не были так доступны, как в наш информационный век. Получать любую информацию по щелчку пальцев, конечно, хорошо, но тут возникает непростой вопрос: как понять, какая информация является правдивой, а какая ложной? Общество не сможет нормально функционировать, если люди не научатся критически мыслить, чтобы ориентироваться в мощном информационном потоке. Эта проблема не обошла стороной и ученых, которые готовы делиться своими знаниями, но не всегда могут эффективно донести их до непрофессиональной аудитории. Одно дело – глубоко освоить предмет, совсем другое – уметь поделиться своими знаниями с непосвященным слушателем.
В этом году в рамках ISP д-р Проданович провела в Сколтехе Ускоренный курс по научной коммуникации в сотрудничестве со старшим преподавателем Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха (CEI) Желько Текичем.
Главная цель курса – обучить студентов набору лучших методов доступного представления научных идей и содержания исследований, как важнейшего средства для успешного научного маркетинга, независимо от его цели – будь то привлечение финансирования или повышение информированности общества. Программа курса включает лекции и практические занятия, где студенты учатся в доходчивой форме представлять свои идеи, готовить убедительные и наглядные презентации для разных типов аудиторий и мероприятий (публичная или научная лекция, питч-сессия и т.д.), выступать с краткими научно-популярными лекциями перед широкой аудиторией и размещать научные материалы в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты), в том числе в интернет-СМИ. Студенты также осваивают другие форматы научной коммуникации, такие как искусство, путешествия, мемы и др. Студентов учат, как готовить хорошие презентации, при этом создавая свой собственный стиль подачи материала.
«Здесь есть свои нюансы. Если вам удобно говорить в медленном, размеренном темпе, это нормально; если живость вам не свойственна по натуре, не нужно изображать излишний энтузиазм. Главное, чтобы вы смогли «зацепить» аудиторию и донести до нее свою главную мысль», – сказала Тияна.
Основное преимущество 3-минутной презентации состоит в том, что докладчик может сразу получить конструктивную обратную связь и понять, над чем еще следует поработать. Выступая с докладом, студент должен не только представить оригинальную идею, но и выбрать объем информации таким образом, чтобы уложиться в отведенные временны́е рамки и не перегрузить этой информацией слушателей.
Студентка магистратуры Сколтеха по программе «Нефтегазовое дело», бакалавр биологии Анна Алекбарова поделилась своем опытом представления презентаций и рассказала о том, что ей хотелось бы улучшить в своих выступлениях.
«Хотя сейчас я изучаю нефтегазовое дело, моя презентация была посвящена проблемам биологии и называлась «Взаимодействие между молекулами». Учитывая полученные отзывы, а также само содержание презентации, думаю, ее следовало бы назвать иначе: «Взаимодействие между антителами и антигенами». Тогда слушателям уже из названия было бы понятно, о чем примерно пойдет речь».
В целом отзывы о презентации Анны были положительными, и лишь одно критическое замечание касалось, как говорила Анна, несоответствия между названием и фактическим содержанием презентации.
Когда мы спросили Тияну, почему она решила заняться научной коммуникацией, она поделилась своими воспоминаниями о полном солнечном затмении 11 августа 1999 года.
«Когда это произошло, я училась на бакалавра по астрофизике в Белграде. Помню, насколько меня шокировало тогда изданное правительством распоряжение, согласно которому всем надлежало оставаться дома, задернуть шторы и без крайней необходимости не выходить на улицу. В тексте даже приводились примеры довольно экзотических последствий солнечного затмения для здоровья человека. В тот день на улицах Белграда не было ни души», – рассказывает Тияна.
Даже не верится, что на пороге третьего тысячелетия человечеству было так мало известно о солнечных затмениях. «Я много думала об этом случае и поняла, что в низкой информированности и неадекватном поведении людей в большой степени виноваты мы, ученые», – сказала Тияна. Тогда она и решила всерьез заняться проблемами научной коммуникации.
Тияна упомянула и о Стивене Хокинге – великом научном коммуникаторе, чьими работами она зачитывалась еще будучи школьницей.
«В своих книгах он простым, понятным языком объясняет сложнейшие явления, такие как, например, черные дыры. Меня поразило, что о сложных вещах он говорит настолько просто, что все становится понятно даже ребенку», – сказала она.
Сегодня завершающий день Ускоренного курса по научной коммуникации, который, несомненно, был очень полезным и познавательным для его участников. Мы надеемся, что д-р Проданович примет участие в ISP и в следующем году!
Что такое ISP?
Период факультативных занятий (Independent Studies Period, ISP) это обязательная январская учебная программа для студентов магистратуры, которая проводится в Сколтехе ежегодно начиная с 2014 года. В течение этого периода студенты получают знания и навыки в рамках четырех модулей: «Расширение кругозора взгляд за грань профессии», «Развитие мягких навыков (soft skills)», «Предпринимательство и инновации» и «Организация и планирование карьеры».
В рамках факультатива студенты знакомятся с новыми трендами в обучении, отличными от традиционных форматов, с которыми им приходилось сталкиваться в других научно-технических учебных заведениях. Факультатив проводится внешними специалистами, а также преподавателями и представителями студенческого сообщества Сколтеха (студентами магистратуры и аспирантуры). Учебные курсы охватывают широкий круг дисциплин, таких как ораторское искусство, подготовка и написание научных работ, наука в современном искусстве, введение в кибербезопасность, основы биржевой торговли, наука и кулинария и другие.
Факультатив по своей сути является междисциплинарным, а это крайне важно с точки зрения воспитания нового поколения лидеров в области науки, технологий и бизнеса. Кроме того, междисциплинарность открывает студентам широкие возможности для работы над увлекательными инновационными проектами в самых разных областях.
В этом году факультатив проводится в седьмой раз и предлагает интересную учебную программу, состоящую из 36 курсов широкой тематики.
Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81