«В Сколтехе учатся поистине талантливые студенты, способные создавать физические прототипы»

hb_ki_2018_0216

Профессор Йоханн Фюллер

 

Наставник Мастерской инноваций 2019 Сколтеха (Innovation Workshop 2019, IW), Генеральный директор Инновационного агентства HYVE AG профессор Йоханн Фюллер дал нам эксклюзивное интервью, в котором поделился своими соображениями о роли инноваций в современных университетах, отличительных особенностях студентов Сколтеха, своем опыте работы в качестве наставника IW, а также рассказал о том, какие требования рынка инноваторам приходится учитывать в своей работе, как они должны организовать управление инновационной деятельностью и почему перфекционизм может стать серьезным препятствием для инноваций.

У вас уже есть опыт работы в Сколтехе вы принимали участие в прошлогодней Мастерской инноваций. В сентябре 2019 года первой выпускницей аспирантуры Центра предпринимательства и инноваций (CEI) Сколтеха стала Аня Текич, использовавшая в своей диссертационной работе на соискание степени PhD данные, предоставленные вашей компанией. Расскажите, как вы узнали о Сколтехе и почему остановили выбор именно на нашем институте?

Д-р Фюллер: «Я познакомился с несколькими представителями Сколтеха на Международной конференции по открытым и пользовательским инновациям, посвященной проблемам создания инноваций силами пользователей из различных сообществ. Конференция каждый год проводится в разных странах. На одной из таких конференций я и познакомился с Келвином Уиллоуби, Аней Текич и Желько Текичем, которые занимаются проблемами открытых инноваций по системе краудсорсинга. Они рассказали мне много интересного о своей работе. Мы побеседовали, и коллеги пригласили меня в Сколтех. Так началось наше сотрудничество: сначала мне предложили принять участие в Мастерской инноваций, а затем коллеги из Сколтеха приехали к нам в Инсбрук».

Ваша компания выступает в качестве посредника при создании совместных  структур между такими компаниями-заказчиками, как BMW, Adidas и др., и частными лицами, привлекаемыми для участия в инновационных проектах. При этом основное внимание уделяется работе со студентами. Как уже упоминалось выше, вы работали в качестве наставника на прошлогодней Мастерской инноваций в Сколтехе. Какое мнение сложилось у вас о студентах Сколтеха? В чем, на ваш взгляд, состоит их отличие от студентов других университетов?

Д-р Фюллер: «В Сколтехе учатся исключительно одаренные студенты технического профиля. Мне регулярно приходится бывать на семинарах по инновациям в Инсбруке, где среди прочих студентов участвуют и будущие предприниматели. Им особенно хорошо удаются презентации и подача визуального материла, но вот доказать и продемонстрировать реализуемость технического решения у них получается далеко не всегда. В Сколтехе ситуация иная: здесь студент за пару недель может создать и продемонстрировать уникальный продукт, имеющий большие перспективы с точки зрения практического применения. Это может быть прототип, программный продукт или приложение. В Сколтехе учатся поистине талантливые студенты, способные создавать физические прототипы».

Возвращаясь к Мастерской инноваций, хотел бы попросить вас рассказать о своем опыте работы в качестве наставника. Планируете ли вы участвовать в следующей Мастерской?

Д-р Фюллер: «Да, безусловно, планирую. Пожалуй, ваша Мастерская один из самых крутых форматов подобных мероприятий, в которых мне доводилось участвовать. Видно, что на организацию Мастерской тратятся немалые силы и средства, все мероприятия тщательно подготовлены, тренинг длится почти целый месяц, занятия  проводятся опытными наставниками со всего мира. Наибольшее удовольствие я получаю от работы со студентами мне всегда очень интересно наблюдать за их успехами и профессиональным ростом. А еще мне очень хотелось бы узнать, какое развитие получили те идеи, которые студенты представили на Мастерской. Это крайне полезно и для самих студентов: только так они могут лучше понять, что такое на самом деле стартап, как он работает и действительно ли он является отправной точкой в их профессиональной карьере. Интересно, что думают по этому поводу сами студенты. Я полагаю, многие из них заняты сейчас обсуждением именно  этих вопросов, а некоторые, возможно, уже основали собственные компании и добились коммерческого успеха».

Вы выступаете в роли консультанта крупнейших корпораций мира по вопросам разработки клиентоориентированных инновационных решений, а также консультируете  онлайн-сообщества. Круг вопросов, связанных с инновациями, весьма широк. Каких изменений, на ваш взгляд, следует ожидать таким университетам, как Сколтех, и их студентам с учетом сегодняшних реалий рынка?

Д-р Фюллер: «Прежде всего, я уверен, что в университетах изменится само содержание образовательных программ; студенты будут получать не только теоретические знания, но и практические навыки, так необходимые для последующего применения полученных знаний в конкретных приложениях, основанных на реальных ситуациях и реальных данных. Я полагаю, что роль университетов не должна сводиться лишь к образовательной и научной деятельности; они должны способствовать созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства. В наши дни одним из ключевых факторов развития являются  знания, основным генератором которых как раз и являются университеты. Вопрос только в том, как эти знания правильно применять».

Что в вашем понимании означает термин «управление инновационной деятельностью»?

Д-р Фюллер: «Если вы изобретатель-одиночка, вы можете легко обойтись и без управления, и без навыков. Но если вы поставили перед собой более масштабную цель (достигнете ли вы ее или нет – это уже другой вопрос), хотите научиться решать сложные проблемы, реагировать на все происходящие изменения и осваивать новые технологии, вам потребуется помощь профессионалов. Вам придется сразу решать множество задач, причем делать это так, чтобы риски были минимальными, а шансы на успех максимальными. Стопроцентного успеха вы, может быть, и не добьетесь, но зато научитесь избегать крупных неудач и ошибок. А это, на мой взгляд,  самое главное».

Если в Google ввести ваше имя, поисковик выдаст «Доктор Фюллер, профессор-антиперфекционист». Почему вы считаете, что перфекционизм враг инноваций?

Д-р Фюллер: «Работая над конкретным проектом, исследователь в какой-то момент должен решить, стоит ли продолжать доводить его до совершенства и действительно ли для этого нужны дополнительные данные. Если такой момент не наступит, процесс будет длиться бесконечно. Зачастую реальное обучение происходит именно в самом начале этого процесса, тогда же появляются и смелые инновационные идеи. Если исследователь склонен к излишнему перфекционизму, начать этот процесс ему просто не суждено. Сдвинуться с мертвой точки он сможет лишь тогда, когда перейдет к практике и начнет «серьезную игру». Сегодня эта проблема особенно актуальна при разработке программного обеспечения, в котором, как известно, всегда находятся возможности для улучшения».

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK