«Высокая оценка на экзамене вовсе не означает, что мы научили студента думать»

 

tim_0816

Первый проректор Сколтеха Кит Стивенсон. Фото: Тимур Сабиров 

16 января в Сколтехе состоялась панельная сессия Engagement and Mindfulness of Students as the Key to Success, в рамках которой своими соображениями о проблемах традиционных ВУЗов и задачах молодых университетов по воспитанию цифрового поколения поделился первый проректор Сколтеха профессор Кит Стивенсон. 

В своем выступлении профессор Стивенсон затронул целый ряд проблем, стоя́щих  перед образованием и, в частности, проблему выбора молодыми людьми карьерной траектории, а также вопрос о том, способна ли традиционная система образования воспитать новое поколение студентов, которые смогли с легкостью освоить современные технологии еще до того, как научились ходить и говорить.

В панельной сессии также приняли участие основатель и руководитель проекта «Минерва» Бен Нельсон, президент Алматинского университета менеджмента Асылбек Кожахметов, генеранльный директор Университета 20.35 Василий Третьяков и генеральный директор Союза «Молодые профессионалы» Роберт Уразов. Модератором сессии выступил заведующий отделом Центра стратегического развития образования МГУ кандидат педагогических наук Константин Зискин.

«В Техасском университете я организовал учебную программу и сразу отправил первокурсников в исследовательскую лабораторию», ‒ рассказывает профессор Стивенсон. «Я разработал специальный курс по образцу традиционного курса общей химии, а студентам дал задание провести экспериментальные измерения, причем попросил их измерить то, что до них еще никто не измерял. Их первый вопрос был: какие оценки мы получим за эту работу? Выполнив задание, они поинтересовались, является ли их решение правильным. Я сказал, что ответ неизвестен. В качестве ответа на поставленную  задачу студенты должны были сказать, какие дополнительные эксперименты необходимо провести для проверки полученного решения. Я заметил, что, выполнив это задание, студенты стали мыслить уже совершенно по-другому. Отличительной чертой цифрового поколения (т.е. молодых людей, родившихся в эпоху информационно-технологической революции последних двух десятилетий) является готовность к активному сотрудничеству и общению, в том числе через социальные сети, где они могут обсуждать самые разные темы, а в обсуждениях могут участвовать молодые люди из разных социальных кругов и с разным уровнем образования. Это обстоятельство нужно непременно учитывать в системе образования».

Профессор Стивенсон упомянул о возникшей недавно тенденции классифицировать университеты по уровню соответствия современным требованиям, присваивая им соответствующее обозначение: например, университет 1.0 ‒ это традиционный университет, такой как МГУ или Техасский университет, где работа строится по централизованному принципу, т.е. финансирование всех подразделений и программ осуществляется централизованно администрацией университета.

«В настоящее время многие университеты стремятся к обновлению за счет децентрализации и диверсификации. Таким университетам принято присваивать уровень 2.0. Вместо традиционных факультетов «по специальностям» в таких университетах практикуются междисциплинарные программы, в которых могут быть задействованы преподаватели и студенты из любой страны мира, а финансирование образовательных программ может осуществляться при участии сразу нескольких университетов-партнеров. Считается, что такой подход позволяет не только проводить модернизацию образовательных учреждений, но и учитывать особенности нового, цифрового поколения студентов, которые работают и учатся совсем не так, как предыдущие поколения, поскольку с раннего детства осваивают современные технологии и имеют неограниченные возможности для общения со сверстниками по всему миру. Глядя на таких студентов, понимаешь, что они готовы взяться за любое дело, даже если пока не имеют необходимой для этого подготовки».

Профессор Стивенсон отметил, что современная модель образования уже реализуется в Сколтехе путем интеграции образовательных задач с актуальными направлениями научных исследований и ориентации на практическое применение получаемых результатов (т.е. удовлетворение потребностей различных отраслей экономики). Использование такой модели позволит университетам диверсифицировать свою образовательную деятельность и отказаться от монодисциплинарности в пользу мультидисциплинарности, вооружив новое поколение студентов комплексом знаний и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность в современном цифровом мире.

«Любая образовательная реформа сталкивается с серьезными проблемами при попытке внедрения новых подходов в складывавшихся веками образовательных учреждениях, к которым как раз относятся и Техасский университет, и МГУ», ‒ считает профессор Стивенсон. «Молодым университетам держаться за традиции не приходится: они строят принципиально новую систему с нуля, руководствуясь тем, что им известно о студентах нового поколения. Сегодняшние молодые люди хотят знать, какие именно проблемы требуют решения. Одним из способов, позволяющих понять, что интересует нынешних студентов, какие задачи они хотят решать и чем они могут быть при этом полезны, является самооценка. В существующей системе образования невозможно научить человека самостоятельно мыслить, внушая ему, что его главной целью является высокая оценка на экзамене. Этот метод уже не работает. Самостоятельность и осознанность приходят в результате эмпирического обучения, и,  участвуя в конкретных проектах, студент может многому научиться».

Сколтех является университетом уровня 2.0, поскольку он уже отошел от традиционной системы обучения и стремится максимально учитывать особенности и потребности цифрового поколения. В Сколтехе особое внимание уделяется практическим аспектам обучения: студенты Сколтеха проходят стажировки, где получают свой первый опыт работы и приобретают ценные практические навыки, так необходимые в нашем быстро меняющемся и конкурентном мире.

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK