Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Сохранить качество образования и стимулировать инновации в условиях дистанционного обучения

screenshot-2020-04-17-at-10-16-29-copy

Еще недавно мы и предположить не могли, что мир охватит пандемия коронавируса, которая внесет серьезные коррективы в нашу жизнь. В целях предотвращения дальнейшего распространения коронавирусной инфекции Сколтеху, как и многим образовательным учреждениям во всем мире, пришлось решить непростую задачу – перевести всю образовательную деятельность на дистанционный режим. Четвёртый модуль стартовал в Сколтехе в режиме онлайн, и сейчас уже можно подвести первые итоги этой работы.

Своим видением ситуации поделилась проректор Сколтеха по учебной работе Анна Деревнина: «Изменения коснулись всех аспектов образовательного процесса: графика проведения занятий, методик обучения, общего настроя студентов. Следует отметить, что Сколтех перешел на новый формат достаточно быстро и без особых затруднений. В апреле стартовал новый учебный модуль, включающий в общей сложности 75 курсов. Все они преподаются дистанционно. В своем образовательном процессе Сколтех использует самые разные онлайн-ресурсы, включая Canvas, e-Library и Zoom. Анализ первой недели работы в режиме онлайн показал, что в целом ситуация складывается гораздо лучше, чем ожидалось. Безусловно, отдельные технические проблемы возникают, но, судя по отзывам студентов, в целом они вполне удовлетворены качеством онлайн-обучения. Убеждена, что по мере продолжения нашей работы в рамках нового модуля качество обучения будет совершенствоваться и далее. Очень надеюсь, что после первого успешного опыта внедрения дистанционного обучения у наших студентов и преподавателей не пропадет желание вернуться в аудитории после окончания пандемии, чтобы вновь проводить занятия в традиционном формате, как в старые добрые времена».

Anna Derevnina, the Dean of Education

Проректор Сколтеха по учебной работе Анна Деревнина

В 2019 году распахнул свои двери новый кампус Сколтеха, и вся учебная деятельность была переведена на новую, суперсовременную площадку. Переезд стал радостным событием, но также вызовом для Департамента образования Сколтеха. На тот момент усилия всех преподавателей, сотрудников и обучающихся были сосредоточены на том, чтобы грамотно и эффективно организовать учебный процесс. Год спустя, когда пришли первые тревожные вести о коронавирусной инфекции, проректору по учебной работе Анне Деревниной и ее коллегам пришлось оперативно решать задачу перевода обучения на дистанционную форму. Начиная с конца 2015 года в Сколтехе начали опробовать систему Canvas, и теперь, когда остро встал вопрос о переходе на режим онлайн, этот опыт послужил основой для успешного старта онлайн-обучения.

«Canvas – современная платформа онлайн-обучения, где преподаватели, наставники и студенты вместе работают над организацией эффективного и активного обучения, актуального как никогда в новых онлайн-реалиях. Одно из главных преимуществ системы Canvas заключается в том, что в ней учтены все потребности учебного процесса – от выдачи заданий студентам и оценки выполняемых ими работ до проведения видеоконференций и групповых дискуссий на единой площадке. Высокая гибкость системы Canvas позволяет параллельно использовать любое количество других онлайн-систем, в том числе Zoom, Piazza и Google Drive», – отмечает руководитель Учебного отдела Сколтеха Мэтью Мулерин.

Matthew Mulherin, the Head of the Education Office

Руководитель Учебного отдела Сколтеха Мэтью Мулерин

Систему Canvas используют миллионы студентов, преподавателей и сотрудников более чем 3000 университетов и компаний в 70 странах мира. В Сколтехе система Canvas эффективно применяется для проведения учебных онлайн-курсов, оценивания исследовательских работ, проектов Инновационной Мастерской, производственной практики, факультативов ISP. Этот опыт очень пригодился при переходе на дистанционное обучение. Платформа Canvas может использоваться совместно с другими системами и форматами, такими как Zoom, YouTube, чаты Telegram и др. Далеко не любой режим обучения можно осуществлять через онлайн-платформу, однако в Сколтехе наиболее эффективные средства дистанционного обучения уже интегрированы в учебный процесс. Главным вопросом при переводе обучения в онлайн-режим, безусловно, было обеспечение эффективности учебного процесса при отсутствии личного контакта между преподавателями и студентами и физического доступа в лаборатории института.

Доцент Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных (CDISE), ведущий преподаватель курса «Глубокое обучение» Виктор Лемпицкий отмечает, что онлайн-обучение вызывает у студентов определенный интерес: «Мы быстро отладили процесс онлайн-обучения. Используя онлайн-средства, удобно по мере необходимости делиться информацией. Также отрадно, что студенты активно задают вопросы».

screenshot-2020-04-24-at-11-50-08

«Мой курс «Геостатистика и моделирование процессов разработки» на 90 процентов связан с разработкой программного обеспечения для разведки и добычи углеводородов. Для нас перевод занятий в онлайн-режим не представлял особых трудностей. Превзошел ожидания опыт с чтением лекций в дистанционном режиме, хотя при этом, конечно, утрачивается интерактивность в обучении. И мне, и моим коллегам приходится дополнительно мотивировать студентов к взаимодействию», – рассказывает доцент Центра Сколтеха по добыче углеводородов (SCHR) Дмитрий Коротеев.

Одной из наиболее сложных проблем стало отсутствие доступа в лаборатории Сколтеха, который студентам необходим для выполнения учебных и лабораторных заданий. «Я веду курс «Биомедицинское применение фотоники», и моим студентам необходимо в рамках курса выполнять практические задания непосредственно в лаборатории. Чтобы восполнить этот пробел, мы разработали серию учебных видеофильмов по лабораторным заданиям. Конечно, они не могут полностью заменить «живую» работу в лаборатории, но мы все-таки надеемся, что эти материалы можно будет эффективно использовать не только сейчас, в непростой период самоизоляции, но и в будущем. Не могу не отметить и положительный эффект от онлайн-обучения: мы стали замечать, что, работая дистанционно, студенты проявляют бо́льшую самостоятельность при решении задач. Тем не менее, я надеюсь, что мы все-таки вернемся в лаборатории, как только появится такая возможность», – говорит профессор Центра Сколтеха по фотонике и квантовым материалам (CPQM) Дмитрий Горин.

«В рамках моего учебного курса «Умные сети электроснабжения» студенты почти половину учебного времени проводят в лаборатории, где они осваивают новые технологии и пытаются на практике применять полученные на лекциях знания. Для того чтобы перевести мой курс в онлайн-режим, мне пришлось существенно изменить его структуру. К сожалению, работать в лаборатории нам пока не разрешается, поэтому все практические занятия приходится проводить в режиме моделирования. А вот проведение экзаменов – это совсем отдельная история. Как можно давать студентам традиционные письменные задания, зная, что они все равно будут общаться друг с другом или искать ответы в Интернете?  Я решил, что каждого студента буду экзаменовать индивидуально так, как это обычно делают на личных собеседованиях. Кроме того, на онлайн-экзамене нужно будет представить несколько домашних заданий, по которым мы сможем оценивать презентационные навыки студента», – делится своим опытом старший преподаватель Центра энергетических технологий Сколтеха (CEST) Федерико Мартин Ибанез.

Особо важным стал вопрос обратной связи от студентов: всех без исключения преподавателей волновало, как обеспечить активность и вовлеченность студентов, обучающихся дистанционно. После завершения первой недели обучения в режиме онлайн Департамент образования Сколтеха провел анонимный опрос, собрав отзывы от более чем 300 студентов.

Результаты опроса показали, что в целом студенты положительно относятся к онлайн-обучению, отмечая, что «это лучшее, на что мы можем рассчитывать в сложившейся ситуации». Некоторые ответили, что «новый формат действительно очень эффективен». При этом студенты также отмечают недостаточную степень интерактивности: «Желательно, чтобы в лекции включали интерактивную или практическую часть».

По отзывам студентов, учиться в онлайн-режиме довольно трудно с физической точки зрения: «Дистанционное обучение негативно сказывается на нашем здоровье: нам приходится почти целый день сидеть с ноутбуком, а от этого страдают зрение и слух, устают шея и другие части тела».

Сейчас в распоряжении студентов Сколтеха не только эффективные средства синхронного интерактивного общения и обучения, но и обширные библиотечные ресурсы, базы данных и учебные пособия.

Online library

Online library

«Сколтех всегда делал ставку на доступные онлайн-ресурсы как на территории кампуса, так и вне его, поэтому мы были хорошо подготовлены к этой ситуации, и в этом заключается наше неоспоримое конкурентное преимущество. Сегодня многие провайдеры предоставляют доступ к своим базам данных бесплатно, что позволяет еще активнее использовать открытые онлайн-ресурсы», – комментирует заведующий библиотекой Сколтеха Иван Смагин.

После завершения четвертого модуля в Сколтехе наступит Летний период, в течение которого студенты обычно проводят исследования и проходят Производственную практику. Конечно, все мы хотим как можно скорее вернуться к нормальной жизни, но мы также понимаем, что для всех преподавателей, студентов и сотрудников Сколтеха любой новый вызов является дополнительным стимулом для внедрения инноваций в образовательный процесс и его гибкой перестройки с учетом новой реальности.

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK