Новые генетические маркеры содержания глюкозинолатов в семенах рапса  могут помочь улучшить состав масла

Группа ученых из Сколтеха и Института масличных культур в Краснодаре провела генетический анализ российской коллекции рапса. В ходе реализации проекта было описано генетическое разнообразие отечественных линий рапса, а также были обнаружены новые потенциальные гены-кандидаты, участвующие в контроле содержания глюкозинолатов – токсичных вторичных метаболитов в рапсовом масле. Результаты работы могут использоваться селекционерами в целях улучшения состава масла. Исследование опубликовано в журнале Genes.

Population structure of Russian rapeseed lines. Population structure assessed using principal component analysis for the whole cohort (A), spring (B), and winter (C) types separately. Red dots correspond to spring rapeseed accessions. Blue dots correspond to winter rapeseed accessions. Yellow dots correspond to yellow-seeded winter rapeseed accessions. (D) Population clustering of rapeseed lines based on the admixture component of each accession, the bar colors correspond to the dot colors in panel A.

Рапс – вторая в мире масличная культура по объёмам производства после сои. Содержание глюкозинолатов (серосодержащих органических веществ производных глюкозы) – важный показатель, влияющий на качество масла. Глюкозинолаты – вторичные метаболиты рапса и родственных ему крестоцветных растений, но в большом количестве они портят вкус масла и качество шрота, поэтому селекционеры работают над снижением их содержания в семенах рапса.

Ученые из Сколтеха и Института масличных культур имени Пустовойта провели высокопроизводительное генотипирование 90 линий рапса и сопоставили его результаты с данными измерения глюкозинолатов у этих линий за 3 вегетационных сезона. Это позволило найти генетические маркеры содержания глюкозинолатов в масле, а также сцепленные с ними гены-кандидаты потенциально участвующие в регуляции биосинтеза этих соединений. После этапа верификации маркеров на независимой выборке растений их можно будет непосредственно использовать в селекции новых сортов и гибридов с низким содержанием глюкозинолатов.

«Наша работа направлена на развитие маркерной селекции в России, когда для контроля за интересующими характеристиками в процессе скрещиваний и анализа потомства используют генетические маркеры. Такой подход позволяет значительно ускорить процесс создания новых сортов. Измерять содержание глюкозинолатов – трудоемкая задача, будет очень удобно делать это на основе выявленных нами маркеров», – рассказывает первый автор исследования, аспирант Сколтеха Рим Губаев.