Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Предложена наноструктура, которая греет, мониторит и упрочняет крыло самолёта, лопасть ветряка, пролёт моста

С участием учёных из Сколтеха разработан и исследован наноразмерный датчик, который можно внедрить в композитное крыло самолёта, лопасть ветряка, пролёт моста, кузов автомобиля, днище яхты или любую конструкцию из стекловолоконных полимерных композиционных материалов без запекания её в автоклаве. Датчик сам разогревается до необходимой температуры путём подведения тока, не увеличивает толщину конструкции и не нарушает свойств композиционного материала, а, напротив, устраняет нежелательные поры. Использовать его можно для мониторинга целостности конструкции или борьбы с обледенением путём нагрева. Последнее особенно важно для кораблестроения и малой авиации, где особенно часто применяются стеклопластики, в программе освоения Арктики. Исследование опубликовано в журнале Polymers.

Фото. Реактор для производства нанокомпозитных структур в Сколтехе, созданный ведущим научным сотрудником Сергеем Абаимовым и аспирантом Алексеем Шиверским. Источник: Тимур Сабиров/Сколтех

Фото. Реактор для производства нанокомпозитных структур в Сколтехе, созданный ведущим научным сотрудником Сергеем Абаимовым и аспирантом Алексеем Шиверским. Источник: Тимур Сабиров/Сколтех

«Нам удалось добиться замечательного результата, — рассказывает один из руководителей исследования, ведущий научный сотрудник Сколтеха Сергей Абаимов. — Во-первых, композит приобретает ценную функциональность: подводя к слою нанотрубок ток, можно мониторить по изменению сигнала износ детали для предотвращения аварии. Или нагревать деталь в процессе эксплуатации, чтобы, например, убрать лёд с крыла самолёта или лопасти ветряка. Во-вторых, изготавливать такое крыло можно по тому же принципу, нагревая и спека́я полимерный композит пропусканием тока, без автоклава, который дорог и неэффективно расходует электроэнергию».

«В-третьих, — продолжает соавтор работы, исследователь из Сколтеха Степан Ломов, — и именно этому посвящено опубликованное в Polymers исследование: мы избавляемся от проблемы, практически неизбежной при использовании микроразмерных датчиков, а именно их негативного влияния на свойства композита. Парадоксальным образом, внедряя в полимерный композит нечто — углеродные нанотрубки — мы нисколько не утолщаем материал и не вносим дефекты в виде пор и нарушения расположения волокон. Механические свойства не просто не страдают — они улучшаются».

Полимерные композиционные материалы, из которых изготавливают детали самолётов, кораблей, мостов, автомобилей, спортивное снаряжение и многое другое, получают спеканием многих слоёв стекловолокна, пропитанных эпоксидной смолой. Обычно вся деталь, которая в случае авиастроения, например, может иметь внушительный размер, помещается для запекания в автоклав — камеру с высокой температурой и давлением. Автоклав достаточного объёма для изготовления деталей большого размера могут себе позволить лишь крупные компании. Он дорог и в эксплуатации, потому что независимо от размера запекаемой детали нагревается каждый раз весь объём камеры.

«Если между соседними слоями композита проложить углеродные нанотрубки, то можно подать на них электрический ток и таким образом спечь материал прицельным нагревом вместо достижения нужной температуры во всей камере автоклава. За счёт этого можно сэкономить до 99% электроэнергии!», — говорит Абаимов.

Для сравнения авторы исследования изготовили полимерный композит без добавления структуры из углеродных нанотрубок и аналогичный материал с ней и убедились, что увеличения толщины и нарушения направления волокон не происходит, нежелательные поры не появляются. Они связали это с крайне высокой капиллярностью нанотрубок, из-за которой вредные для свойств материала поры «высасываются» из эпоксидной смолы и возникает давление, прочно слепляющее слои композита друг с другом.

Работа относится к направлению исследований, которое можно обозначить как многофункциональное усовершенствование композитных материалов средствами наноинжиниринга с прицелом на весь жизненный цикл изделия. Иными словами, предложенная наноструктура улучшает свойства материала, придаёт изготовленной из него детали дополнительную множественную функциональность (в частности, мониторинг целостности и противообледенительный подогрев) и играет роль на разных стадиях жизненного цикла изделия, вплоть до этапа производства, когда электропроводный нанотрубочный слой может использоваться для нагрева при спекании композита.

На сегодняшний день, Сергеем Абаимовым и Алексеем Шиверским, аспирантом Сколтеха, создан уникальный реактор по производству нанокомпозитных структур. «Опубликованная работа — это лишь первый шаг к достижению широкого спектра функциональностей, описанных выше, — говорит Абаимов. — Нужно „засучить рукава“ и добиться практического результата по всем заявленным направлениям не только в лаборатории, но и в индустрии».

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK