Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

В Сколтехе прошел семинар по композитам

Композиционные материалы и сферы их применения в экономике были в центре внимания трехдневной научной конференции, которая прошла в Сколковском институте науки и технологий на этой неделе.

Основными организаторами конференции выступили Сколтех и Министерство промышленности и торговли России. В работе конференции принимали участие представители образовательных и научно-исследовательских институтов, промышленности, государства. Сколтех на конференции представлял Алексей Пономарев, вице-президент Сколковского института науки и технологий по государственным программам и кооперации с промышленностью.

23 января в рамках конференции прошло заседание в форме семинара Рабочей группы при Межведомственном Совете по разработке, производству и применению композиционных материалов. Сам Совет был создан Минпромторгом РФ в августе прошлого года. Тогда же он провел свое первое заседание. А заседание второго (21 января с.г.) Межведомственного Совета по полимерным композиционным материалам (ПКМ) исследовало вопросы внедрения композиционных материалов в гражданской авиации.

Семинар «Формирование перспективной структуры организации инжиниринга в интересах композитной отрасли» в Сколтехе открыл замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.

Круг участников дискуссии: от академии – до производителей и потребителей

В работе семинара приняли участие руководители практически всех ключевых игроков этого рынка в России, в том числе разработчиков и производителей, среди которых ХК «Композит», УК «Рускомпозит», «Росатом», «РТ-Химкомпозит» и Центр Стратегических разработок «Северо-Запад», «Союз производителей композитов» и другие.

На семинаре была широко представлена академическая среда, в том числе ученые из профильных университетов и НИИ, среди которых НПО «Сатурн», «Институт новых углеродных материалов и технологий» («ИНУМиТ»), МГУ. Довольно представительно выглядит и список иностранных ученых, участвовавших в обсуждении инфраструктуры инжиниринга для ПКМ. Среди них – профессора «Делфтского технического университета» (Нидерланды), Университета Дайтоны (США), Берлинского технического университета (Германия), а также ведущие инженерные эксперты Федерального управления гражданской авиации США.

Среди основных индустриальных заказчиков композитных материалов превалировали предприятия авиационной отрасли, среди них «Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского» (ЦАГИ), «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ), «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Вертолеты России».

Первый зам. генерального директора ХК «Композит», которая создает в Сколково свой исследовательский центр, Владимир Хлебников так прокомментировал круг проблем, обсуждавшийся на Семинар по инжинирингу Сколтеха: «Есть разные взгляды на организацию инжиниринговых центров, – сказал он. – «Ростехнологии», например, ратуют за корпоративный инжиниринговый центр, который, конечно, в их случае оправдан, учитывая, что эта корпорация объединяет более 400 предприятий. ХК «Композит» вместе с «Роснано» создает открытый инжиниринговый центр, где любые участники рынка могут за минимальную плату воспользоваться оборудованием, прежде всего для производства углестеклопластика», – сказал он.

«Важно отметить, что инжиниринговые центры должны стать не только центрами производства, но и компетенций», – считает первый вице-президент ХК «Композит». По словам Владимира Хлебникова, в стране сейчас крайне необходимо создать мостик между производителем материалов, таким как ОАО ХК «Композит», и конечным потребителем изделий из углепластика.

«А для этого необходима прослойка малых и средних инжиниринговых компаний, (в Германии их, например, около 200), которые и осуществляют трансфер лучших производственных технологий. Именно такие небольшие компании, числом до нескольких десятков человек, могут, например, делать композитные комплектующие для автомобильных гигантов,» – сказал Хлебников.

Гендиректор «ВИАМ» академик Николай Каблов, согласно сообщениям отраслевого портала Aviaport, на семинаре рассказывал о задачах по композитам, которые ставит перед ним Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ в рамках «Стратегии развития ПКМ в период до 2030 года». Важнейшими в ней являются вопросы создания ПКМ нового поколения, а также развития территориальных кластеров в регионах, где есть инфраструктура для производства композитов.

Уместно в этой связи напомнить, что стратегия развития ПКМ в оборонной и гражданской отраслях является важнейшим приоритетом для Президента и Правительства России, являясь одним ключевых для Комиссии по модернизации и инновационному развитию России.

Источник: sk.ru

Share on VK