Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Семинар «Создание экспертного сообщества Сколтеха»

7-8 декабря 2013 года в Кембридже, штат Массачусетс, США, прошел семинар «Создание экспертного сообщества Сколтеха». В мероприятии приняли участие представители русскоязычного научного сообщества за рубежом и, в первую очередь, представители профильных областей Сколтеха: биомедицины, энергетики, информационных технологий. Всего около 35 профессоров и исследователей из США, Великобритании, Ирландии и Японии.

В качестве спикеров выступили представители руководства Сколтеха и представители MIT Skoltech Initiative: Эдвард Кроули, ректор Сколтеха; Михаил Мягков, вице-президент по академическим вопросам; Матс Хансон, руководитель образовательных программ; и Радж Раджагопалан, декан по работе с профессорско-преподавательским составом; Jerome Smith (Seasoned Senior Executive, MIT) и другие.

Организаторы семинара преследовали три основные цели:

  1. Распространение информации о Сколтехе и существующих возможностях сотрудничества университета с представителями русской научной диаспоры;
  2. Начало формирование экспертного сообщества в приоритетных для Сколтеха областях;
  3. Вовлечение российской научной диаспоры в дискуссию по вопросам развития Сколтеха и основным факторов успеха Университета.

expert_community_2Михаил Мягков, вице-президент по академическим вопросам, выступил перед собравшимися с общей презентацией о Сколтехе. Он рассказал о концепции, целях и основных направлениях деятельности Университета. «Современный университет не может оставаться эффективным, будучи изолированным. Интеграция с международным научным сообществом – важная часть концепции Сколтеха», – подчеркнул Мягков.

После этого ректор Сколтеха Эдвард Кроули рассказал об успешном развитии института со дня основания в октябре 2011 г. до наших дней. Участники семинара узнали о том, по какому принципу строятся образовательные и исследовательские процессы в Сколтехе, о связях между наукой и производством и развитии инновационного предпринимательства. В частности ректор рассказал о деятельности двух Центров науки, инноваций и образования, которые на данный момент уже начали свою работу: Центра по исследованию стволовых клеток и Центра «Перспективные конструкции, технологические процессы и материалы».

«Мировой опыт свидетельствует о том, что значительного успеха достигают те вузы, при создании которых был сделан упор на привлечение к активному сотрудничеству представителей национальной научной диаспоры», – отметил Эдвард Кроули.

В качестве примеров успешных вузов, в создании которых значительную роль сыграла научная диаспора, ректор назвал Pohang University of Science and Technology (POSTECH, Республика Корея) и The Hong Kong University of Science & Technology.

expert_community_3Об образовательных программах Сколтеха, о том, как формируется профессорско-преподавательский состав и о существующих возможностях сотрудничества с представителями российской научной диаспоры рассказали: Матс Хансон, руководитель образовательных программ, и Радж Раджагопалан, декан по работе с профессорско-преподавательским составом.

«Формирование вокруг Сколтеха международного экспертного сообщества профессоров – одна из наших важнейших стратегических задач, – подчеркнул Матс Хансон. – В ее решении мы делаем ставку, в первую очередь, на представителей российской научной диаспоры как на наиболее лояльную и мотивированную к сотрудничеству часть мирового научного сообщества».

Jerome Smith (Seasoned Senior Executive, MIT) рассказал о программе поддержки университетских инновационных проектов Venture Mentoring Service, осуществляемой в MIT. Центр предпринимательства и инноваций Сколтеха в скором времени планирует запустить аналог этой программы на своей базе.

Собравшиеся получили возможность непосредственно пообщаться с представителями Сколтеха и MIT Skoltech Initiative, а также обсудить образовательные программы и стратегии подбора профессоров. Участники делились мнением о том, в каких направлениях следует развиваться Сколтеху, что нуждается в изменениях и доработке, какие формы сотрудничества с зарубежными русскоговорящими учеными могли бы стать наиболее плодотворными для обеих сторон.

Share on VK