Сегодня открылся Форум «Глобальное будущее образования» (GEFF – Global Education Futures Forum), старт которому был дан на Московском Форсайте. Уникальное мероприятие пройдет по всему миру и продлится почти год: участники форсайта после старта в Москве встретятся в апреле 2015 года в Сан-Франциско, в августе Сан-Паулу и в ноябре в Сингапуре, чтобы обсудить основные тенденции, проблемы и перспективы, которые ждут образовательную отрасль по всему миру.
Сегодня специалисты и эксперты всего мира обсуждают вопрос – каким будет образование будущего, насколько кардинально изменится общая картина и что ждет традиционное образование в ближайшие десятилетия. Страны сталкиваются с совокупностью различных вызовов, которые диктуют неизбежность адаптации к новым реалиям современного мира.
Одним из первых таких реалий стало онлайн-образование. Появляющиеся проекты в интернете, такие как Coursera или Edx – площадки дистанционного обучения, заявляют о том, что к 2020 году среди их слушателей будет более 1 млрд человек, что является уже осязаемой угрозой для традиционных учебных заведений по всему миру. С одной стороны доступность образования – огромный шаг, с другой – опасность перенасыщения ненужными специалистами.
«Глобализация – вот один из главных трендов образовательного сектора сегодня» – заявляет Эдвард Кроули, президент Сколтеха, выступая на открытии московского Форсайта. По словам Кроули в ближайшие 10-20 лет “образование как система” изменится больше, чем за все последнее столетие.
С другой стороны, уже очевидно, что процесс обучения не должен заканчиваться в школе или университете. Сегодня в полной мере практикуется уход от идеи «получить диплом» и переход к идее «обрести определенные знания и умения». Данный тренд наглядно иллюстрирует идею полного отказа от диплома престижного ВУЗа, которая к тому же подкрепляется историями успеха таких компаний как Apple, Facebook и многих других.
Еще одной причиной по прежнему остается отрыв молодых кадров от потребностей индустрии. «В России эта проблема актуальна как никогда» – заявляет Алексей Ситников, вице-президент по развитию Сколтеха – «Университеты уже не понимают собственных показателей эффективности и не знают единственно верного пути удовлетворения кадрового спроса своих выпускников». Следствием этой проблемы является и кардинальное изменение перечня профессий. Появление новых технологий и продуктов почти мгновенно ведет за собой появление новых профессий и специальностей. Рынок, в этом случае, должен незамедлительно реагировать на такие изменения.
Все эти и другие причины говорят о том, что привычным системам придется меняться. Но как именно?
Ответы на эти вопросы звучали сегодня от экспертов образовательной отрасли почти всех континентов: более 20 профессоров – экспертов в области образования – с различным опытом и сферой деятельности, но единой идеей, говорили о практических шагах и путях решения.
Изменение подходов и целей глобальной системы образования – процесс длительный и сложный. Задачами международной группы экспертов станет и анализ лучших мировых практик и опыт множества других вузов со всего мира. В конечном счете все должно сойтись в одной точке и прийти к общему знаменателю – классификации основных рекомендаций для отдельных стран и регионов мира, которые позволят быстро реагировать на изменения рынка без ущерба для экономики, а не в течение десятилетий, как это было раньше.
*Автором проекта «Глобальное будущее образования» (GEFF – Global Education Futures Forum) является профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша, оператором Форсайта – Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), партнерами – Институт образования ВШЭ, Центр развития образования Московской школы управления «Сколково» и Томский государственный университет.