Сколтех и MIT обсудят науку и будущее

Skoltech-students-participating-at-an-MIT-hackathon

Студенты Сколтеха приняли участие в Хакатоне в МТИ, ноябрь 2014 года

В аудиторию вошли магистранты Сколтеха – инновационного научно-исследовательского университета, расположенного в Сколково. Они пришли послушать лекцию профессора Массачусетского технологического института (МТИ) Луки Даниэля о тонкостях вычислительных методов. Однако лектора и преподавателя в аудитории не оказалось. По крайней мере в буквальном смысле. Его лекция транслировалась по конференцсвязи из Бостона, штат Массачусетс.

Даниэль, который приезжает в Сколтех раз в несколько недель читать лекции и встречаться с коллегами, теперь улыбается с экрана. «Начнем, пожалуй. Нам сегодня нужно много успеть, – он ставит свой утренний латте на стол и начинает писать на доске. –Давайте рассмотрим это обыкновенное дифференциальное уравнение. Кто помнит, о чем шла речь на прошлой неделе?» – спрашивает профессор, которого отделяют от студентов восемь часовых поясов. Несколько человек поднимают руки. За окном уже темнеет, но у студентов только начинается занятие.

***
Массачусетский технологический институт (МТИ) и Сколтех, который был основан после подписания соглашения между МТИ и Фондом Сколково в 2011 году, проведут совместную конференцию в центре «Цифровой октябрь» в Москве 15 декабря. Организаторы мероприятия – «Российско-Американского исследовательского симпозиума» – стремятся наладить совместную работу ведущих ученых из обоих университетов, чтобы «способствовать обмену новыми идеями в междисциплинарных исследованиях, инновациях и предпринимательстве» и «делиться исследовательскими наработками» в области биомедицины, энергетики, компьютерной науки, современных материалов и аэрокосмической отрасли.

Согласно официальным договоренностям МТИ должен поддерживать Сколтех в разработке учебного плана, исследовательских программ и инновационных мероприятий. А в реальности благодаря интенсивной совместной работе официальные заявления постепенно претворяются в жизнь. По мере того, как студенты и исследователи пересекают океан, между университетами, образно говоря, возводятся мосты.

Prof-Luca-Daniel-MIT-and-Skoltech

Профессор Лука Дэниел, МТИ и Сколтех: «Главная задача состоит в том, чтобы устранить барьеры и наладить обмен информацией»

В рамках программы сотрудничества Дэниэл участвует в наборе кадров для московского университета. Он считает, что совместный проект Сколтеха и МТИ главным образом нацелен на то, чтобы «устранить барьеры, настроить связи и способствовать обмену информацией».

Профессор и исследователь в области электротехники призывает своих студентов к тесному и открытому сотрудничеству с их российскими партнерами. «Нужно постоянно помнить о глобальной цели, – объясняет он, – так мы все сможет достичь более высоких результатов».

Студенты по обе стороны Атлантики разделяют его мнение. Андрей Омельянович, 25-летний студент Сколтеха по специальности «Энергетические технологии», на год отправился учиться и работать в МТИ. Он считает, что будучи внештатным научным сотрудником, многому научился, работая над тонкопленочными фотогальваническими элементами вместе с членами Группы Гроссмана (Факультет материаловедения и инжиниринга) в МТИ. В то же время Андрей сохраняет свои профессиональные связи с Центром Сколтеха по электрохимической энергетике, который, в свою очередь, также сотрудничает с МТИ.

«Участие студентов Сколтеха в работе группы МТИ хорошо тем, что они могут взглянуть на нашу работу со стороны и привнести собственные знания и опыт. Лично я применяю свои умения и опыт в обработке и характеристике микропленок, изучаю новые для меня концепции, в частности, разработку двухмерных материалов, поверхностную функционализацию и цельноуглеродные фотоэлементы. Теперь у меня есть еще и большой практический опыт в экспериментальных исследованиях. В МТИ для этого есть все необходимое».

Андрей Омельянович, студент Сколтеха по направлению «Энергетические технологии», который сейчас проходит стажировку в МТИ: «Главное, это позитивное отношение к совместной работе и наставничеству»

Андрей Омельянович, студент Сколтеха по направлению «Энергетические технологии», который сейчас проходит стажировку в МТИ: «Главное, это позитивное отношение к совместной работе и наставничеству»

«Но главное, это позитивное отношение к совместной работе и наставничеству. Я прихожу на еженедельные встречи группы и слушаю подробный отчет о работе лабораторий в МТИ.

«Кажется, что перед тобой открываются все двери».

Джордж Чао, студент-биомедик из МТИ сейчас готовится к путешествию в противоположном направлении, из Бостона в Москву, где он проведет «несколько недель» в Сколтехе в январе 2015 года. Чао поедет в Москву в составе группы студентов с факультетов компьютерных наук, биологии, проектирования механических систем и бизнеса.

«Россия безусловно играет важнейшую роль в науке, – считает он, – но, честно говоря, исследования в моей области проводятся примерно одинаково во всем мире. Поэтому я отправляюсь в Россию не для того, чтобы выведать какие-то секреты, а скорее чтобы познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей и узнать больше о культуре научных исследований в России».

Сколтех гордится тем, что 20% составляют иностранные студенты из более чем 20 стран мира. Как ты видишь себя в этом контексте?

«Я слышал, что у Сколтеха большой потенциал, и он очень успешно растет. Мне кажется, что видеть, как растет и развивается университет или компания, это очень редкий, но очень познавательный опыт, и мне очень повезло, что у меня будет такая возможность».

George-Chao

Джордж Чао, студент факультета биомедицины МТИ, планирует приехать в Россию в 2015 году и поработать в Сколтехе: «Видеть, как растет и развивается университет, это очень редкий, но очень познавательный опыт»

***

Что касается планов на будущее, то администрация и преподавательский состав обоих университетов видят своей целью стратегическое партнерство, нацеленное на увеличение мощности Сколтеха, чтобы он мог приблизиться к своей основной цели: объединить образовательный процесс и исследования и тем самым положительно воздействовать на общество и экономику как в России, так и во всем мире.

Однако как именно можно превратить группу талантливых людей в эффективный инструмент создания стоимости? Пожалуй, одним из способов является создание в Москве некоей версии предпринимательской модели МТИ. Американский университет знаменит своим умением превращать научные знания в реальные результаты. Эффективный процесс патентования, технологический обмен и практики коммерциализации являются основами его прочной инновационной структуры.

Эдвард Кроули, ректор Сколтеха и профессор инжиниринга в МТИ, отмечает эффективность такого подхода. В недавнем интервью сайту betaboston.com он подчеркнул, что почти половина студентов Сколтеха вовлечены в предпринимательскую деятельность и активно участвуют в стартап-проектах. «Если эти показатели удастся сохранить, это будет просто феноменально, сказал он. – Сколтех явно перенял большую часть своих «генов» от МТИ».

Amy-Katherine-Glasmeier

Профессор МТИ Эми Глазмайер, которая читает курс «Глобальная энергетика: решения, рынки, политика» в Сколтехе: «Это хорошая возможность критически оценить текущие проблемы»

Именно этот уникальный ДНК-код и должен сыграть решающую роль – по мнению профессора МТИ Эми Глазмайер, которая читает курс «Глобальная энергетика: решения, рынки, политика» в Сколтехе.

«Я начинаю каждое занятие с того, что объясняю свои собственные предубеждения, свой взгляд и свой подход. Я пытаюсь продемонстрировать студентам, что нам прежде всего нужно ставить под сомнение свои собственные взгляды. Так студенты будут меньше озабочены конкуренцией ради конкуренции и научатся смотреть на то, как работает система в целом, а также как отдельные люди и объекты создают свои конкретные преимущества. В образовательном процессе МТИ уделяется большое внимание навыкам критического мышления. Студентов учат анализировать и всегда думать как это все работает», – рассказывает Эми Глазмайер.

А что же вынесут из этого студенты Сколтеха? «Мне хочется надеяться, что обучение в МТИ прежде всего сделает их более открытыми в интеллектуальном плане. Я всегда подчеркиваю, что по моему мнению не существует какой-то одной причины сложившейся ситуации. Вместо этого я даю студентам возможность критически взглянуть на вещи и увидеть некое напряжение между ними. Все же наш мир устроен довольно сложно».

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK