Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Университет 3.0 – насущная потребность для развития технологий, индустрии и образования

Представители Сколтеха приняли участие во II ежегодном форуме «Экосистема инноваций: университеты и научные центры», организованном РВК и НИТУ «МИСиС» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве РФ.

P1070654Во второй день работы форума представители ведущих российских ВУЗов и иностранные эксперты, представители федеральных и региональных органов власти и государственных корпораций, инвесторы, руководители малых инновационных компаний, кластеров, технологических платформ, инжиниринговых центров и технопарков, обсудили развитие инновационных экосистем ВУЗов и научных организаций, создание Университетов 3.0. и их участие в реализации Национальной технологической инициативы.

В пленарном заседании на открытии второго дня форума выступили Александр Кулешов, ректор Сколтеха; Игорь Агамирзян, генеральный директор РВК; Владимир Васильев, ректор университета ИТМО; Михаил Федорук, ректор Новосибирского государственного университета; Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета и Доминик Фаш, основатель и член совета директоров университета «София Антиполис» .

Центральной темой их докладов стало нынешнее состояние и перспективы развития инновационных экосистем университетов и научных организаций, создание Университетов 3.0, а также их участие в реализации Национальной технологической инициативы (НТИ).

Модератор заседания Евгений Кузнецов, зам.гендиректора ОАО «РВК», предложил участникам высказать их взгляды на то, как меняется роль университетов и научных организаций в нашей стране и успевают ли эти изменения за мировыми тенденциями, насколько успешно осваивают образовательные и научные организации новые для себя функции генераторов новых бизнесов и рынков. О том как добиться синергии между научно-образовательными учреждениями и индустрией, как совершить рывок в направлении «Университета 3.0» Евгений Кузнецов и предложил порассуждать.

Выступавшие отметили, что наряду с тем, что сегодня уже есть достаточно эффективные программы, проводимые Минобрнауки, призванные сконцентрировать ресурсы на лидерах и лидерских практиках, в университетах растёт число стартапов, ряду университетов удалось стать своеобразными лидерскими инновационными центрами в регионах, но когда речь идет о современных университетах, инновационных и технологических – «Университетах 3.0», становится понятно, что существует множество проблем и барьеров – институциональных, человеческих, ресурсных. Проблемы эти настолько серьёзны, что порой воспринимаются как непреодолимые.

По словам Владимира Васильева, ректора университета ИТМО, говоря об инновационной экономике нужно понимать, что для получения новой инновационной экономики необходима конкурентоспособность, невозможная без открытости университетов к студентам, партнёрам, работодателям, органам власти. Научно технологическое развитие должно основываться на научно-технологическом и образовательном фосайте. Исследовательская деятельность должна занять подобающее место в образовательной программе и стать основой будущих направлений подготовки. Важнейшим связующим элементом структурных подразделений университета (стартап-школы, акселераторы, венчурные фонды) по мнению ректора ИТМО, выступает предпринимательский дух, без которого невозможно получение качественного результата работы этих подразделений. «Чем больше открыт университет конкуренции и партнерству – тем ближе он будет к «Университету 3.0», резюмировал свое выступление ректор ИТМО.

Эдуард Галажинский на примере Томского государственного университета рассказал о том как создать предпосылки «Университета 3.0» на базе классического университета со столетней историей. По его словам, не стоит испытывать иллюзию, что одна только ориентация на предпринимательство автоматически приведёт к трансформации ВУЗа в университет нового типа. Инсталляция процесса трансфера знаний в индустрию требует кардинальной перестройки подхода к научно-исследовательской и образовательной работе ВУЗа, и всех основных процессов университета. В качестве ключевой проблемы университета с долгими традициями Эдуард Галажинский назвал изменение ментальности с «подсознательным нежеланием профессоров быть богатыми», как результат следование идее бескорыстного научного поиска и пренебрежения заинтересованности в финансовых результатах научной деятельности.

По мнению ректора Галажинского, решением этой проблемы может быть создание ядра активных членов коллектива, способных изменить практику и идеологию, наряду с максимально широким привлечением к управлению стейк-холдеров через создание различных советов и комиссий с привлечением промышленных партнёров, которые начинают оказывать влияние на политику университета.

P1070657Как отметил, взявший слово за ним,  Александр Кулешов, у него присутствует ясное ощущение, что в России плохо обстоит дело даже с чётким пониманием того, что такое стартап и вызвано это, прежде всего, отсутствием серьёзной практики. «Мы все время говорим: «Давайте создадим стартап и будем отчитываться сколько малых инновационных предприятий по 217-му постановлению (217-ФЗ.) создал университет. Но всем уже понятно, что это совершенно бессмысленная история. Создать стартап из двух аспирантов и одного студента, собравшихся для написания программы, это совсем не «штука». Такие стартапы можно создавать тысячами, но ничего не поменяется. Есть прекрасный показатель оценки эффективности, которому и нужно следовать – сколько высокотехнологичных, устойчивых рабочих мест вне университета – в «юбке стартапов», генерирует работа стартапа».

Ректор Сколтеха подчеркнул, что учреждение стартапа это первый и очень мелкий шаг, за которым следует преодоление серьёзнейших препятствий. Одно из самых серьёзных в их ряду, полная неготовность российской промышленности к восприятию инноваций, проистекающая из множества причин. «Уже существует огромный технологический разрыв, из-за которого настоящие инновации международного уровня очень плохо приживаются на нашей почве. Не хочу рисовать картину черными красками, но мы должны понимать, что во многих крупных российских КБ до сих пор можно встретить кульманы, а в университетах учат сопромату. Промышленность не готова к инновациям и в то же время делать что-то в расчёте только на Россию без серьёзной помощи государства – бессмысленно. В современном мире вообще бессмысленно делать что-то для локального рынка, а наш рынок, к сожалению, в экономическом рынке крохотный. Все попытки сделать что-то в рамках импортозамещения можно назвать лукавством. Лучшее импортозамещение это работа на экспорт – посмотрите на Лабораторию Касперского. Никто в их случае не говорит об импортозамещении, а они тем временем работают на весь мир».

По словам Александра Кулешова, единственная возможность для стартапа удержаться, а именно это и есть самое сложное, это сделать так, чтобы твоим рынком стал весь мир. Большие трудности у у отечественных старапов и в переходе от seed money и стадии создания прототипа к индустриальной деятельности. «Здесь требуются совсем другие деньги. Государственные средства в должны быть только «запалом» для частных инвесторов. Посмотрите на то, как мы были на передовых позициях в ядерной и космической сфере, где соревновались со структурами также финансируемыми государством. Но, как только мы попытались конкурировать тем же образом в сфере электроники, то мгновенно провалились – нам противостояло не государство, а частные компании – Intel, IBM, Google, рынком которых был весь мир и их бюджеты на реальные инновации были несравнимы с бюджетами государств. Сегодня нельзя сказать что в стране мало частных денег, дело совершенно в другом – дело в том, что у нас в стране нет духа, подобного тому что в начале ХХ века витал на Аляске, когда золотоискатели были готовы лететь туда откуда пришла весть об открытой жиле и который сейчас витает в Кремниевой долине, где инвесторы ищут для своих средств проекты. Проблема не в отсутствии денег, проблема в отсутствии культа историй успеха, способных мобилизовать эти деньги. И вот именно эти истории успеха и должно создать государство».

На вопрос модератора о том, как поступать инвесторам, говорящим о том, что они не видят среди стартапов потенциальных объектов для инвестирования, ректор Сколтеха ответил: «Очень часто слышишь от инвесторов, что деньги вкладывать некуда. Но, на самом деле, здесь тунель, который нужно копать с двух сторон. Даже те люди, которые что-то имеют за душой – идею, proof of concept или даже демо-образец, к великому сожалению, они абсолютно не умеют продавать эти идеи. Их никто этому не учил. Абсолютно светлых и талантливых ребятишек приходится учить тому, что клиенту необходимо рассказывать о том, что нужно ему, а не о том, что ты умеешь делать. И такие вещи приходится объяснять годами! Инвесторы правы – в той форме, в которой сейчас предлагаются проекты, они не вызывают желания их финансировать. Людей надо учить».

Важной роли связи университетов с индустрией и проблемах перехода от классического университета к «Университету 3.0» было посвящено выступление Доминика Фаша, основателя университета «София Антиполис», который развил свои идеи в панельной дискуссии «Инновационные кампусы». Всего состоялись 18 дискуссионных панелей и 8 мастер-классов представителей топ-100 университетов мира, включая Оксфорд, национальный университет Сингапура, технический университет Эйндховена и университет Калифорнии.

Алексей Ситников, вице-президент Сколтеха по развитию, выступил на дискуссионной панели «Университетские территории опережающего развития», а директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский в качестве модератора провёл панель «Промышленный дизайн, прототипирование и proof of concept». В рамках тематического трека «Коммуникации» директор Департамента коммуникаций Сколтеха Лилия Бойко приняла участие в Study case и дискуссии «Имидж университетов и научных центров в международном сообществе», в ходе которой обсуждались вопросы управления репутационным капиталом научной и образовательной организации в конкурентной борьбе за человеческий и финансовый ресурсы, а также вопросы интеграции ВУЗов в медийное пространство.

Share on VK