Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Эксперименты школьников в области генной инженерии продолжатся

В гимназии «Сколково» состоялась защита проектов участников пилотной программы по углублённому изучению экспериментальной биологии школьниками, начатой Сколтехом и Сколковской гимназией.IMG_7534Проект был реализован на базовой кафедре Сколтеха в Институте биологии гена, где студенты 10 класса сколковской гимназии под руководством аспирантов Константина Северинова, профессора Сколковского института науки и технологий, директора Центра Системной Биомедицины и Биотехнологии, выполняли исследовательские проекты в области генной инженерии.

По словам директора гимназии «Сколково» Оксаны Демьяненко, – «Возможность сотрудничества со Сколтехом очень важна для гимназии и мы очень признательны профессорам и аспирантам университета, включившимся в работу с нашими студентами. Под стать потенциалу Сколтеха и результат пилотного проекта, который просто удивителен. Его участницы получили огромные объёмы знаний и практический опыт работы в лаборатории. Но, что еще более важно – им представилась возможность проверить себя не просто как школьников, но как исследователей. Это огромный посыл для личностного роста и хороший задел для будущего профессионального развития.
Мы очень рассчитываем на то, что сотрудничество со университетом продлится и впредь. В том числе и путем пополнения преподавательского состава гимназии из числа аспирантов Сколтеха. Мы также рассчитываем, что в следующем году лаборатория проф. Северинова будет доступна уже для учеников 8-го класса и углублённое изучение естественных наук в нашей гимназии будет продолжено».

IMG_8718Поскольку далеко не все из собравшихся педагогов гимназии, учеников 5-9 классов и их родителей были хорошо знакомы с предметом, доклады предваряло краткое вступительное слово Константина Северинова. Как всегда ярко и образно, за несколько минут профессор Сколтеха сумел объяснить людям далёким от биологии и генетики всю важность работы школьников в исследовательских лабораториях. Он привел пример «охоты за фагами», проекта, исходно получившего широкое развитие в США, а сейчас объединяющего тысячи школьников и десятки университетских лабораторий из Северной Америка, Азии и даже Африки. Число разновидностей фагов – вирусов, способных поражать бактерии и в принципе способных стать альтернативой антибиотикам, огромно. «Охотники за фарами» своеобразная «краудсорсинговая» программа, в ходе которой школьники и студенты младших курсов выполняют работу по поиску, выделению и описанию характеристик новых фагов. Их «находки» исследуются в университетских лабораториях, ложатся в «общую копилку» биологических знаний, и публикуются в научных журналах. Некоторые открытые школьниками фаги уже позволили разработать новые антибиотики.

IMG_7577В пилотном проекте Сколтеха студентки сколковской гимназии проводили эксперименты по созданию штаммов кишечной палочки с встроенным фрагментом ДНК, обеспечивающим устойчивость к определенным антибиотикам, синтезировали новые антибиотики на основе природного вещества – микроцина С, и изучали систему CRISPR-Cas, защищающую бактерии от вирусов-бактериофагов. Результаты их работы оказались успешными и будут использованы в дальнейших исследованиях, которые проводятся аспирантами проф. Северинова, а в работе по микроцину школьницей совершенно случайно было сделано открытие, описание которого сейчас готовится к публикации в международном научном журнале..

Подводя итог полугодового проекта, Константин Северинов отметил, что опробованный многократно на Западе принцип learning by doing без всякого сомнения может и должен применяться в российских школах. «Современные науки о жизни стали очень наглядными и красивыми. Появилось множество демонстрационных опытов, которые можно проводить не только стоя за кафедрой, но и предоставить возможность провести маленькое исследование самим школьникам, прямо в классе и «заразиться» интересом к биомедицине и биотехнологии

Говоря о самом пилотном проекте, проф. Северинов отметил, что система работы со школьниками в виде различных летних стажировок или занятий в течение учебного года – это очень важный вид деятельности и для университетского профессора, и для аспирантов, которые непосредственно руководят работой школьников, и, конечно, для самих учащихся, которые получают уникальный опыт и результаты, которые могут стать важным аргументом для приёмной комиссии при поступлении в престижные ВУЗы во всем мире. «Это полезно для школьников, которые приобретают первые навыки научной и лабораторной работы. Полезно и для аспирантов – молодых учёных, которые ещё недавно сами были школьниками, а сегодня получают педагогический опыт, который, безусловно потребуется в будущем. Это полезно и для лаборатории – ведь некоторые из сегодняшних школьников через несколько лет могут оказаться у нас на дипломах, а потом стать нашими аспирантами и сотрудниками».

Все три участницы пилотного проекта, еще несколько месяцев назад колебавшиеся относительно того будет ли их дальнейшая жизнь связана с биологией, отвечая на вопрос о выборе направления учёбы в ВУЗе были единодушны – им станут различные направления биологии. Впрочем, этого стоило ожидать, ведь, как пошутил Константин Северинов: «единственным опасным микроорганизмом, с которым могли встретиться участницы проекта, был research bug, подхватив который человек получает на всю жизнь тягу к науке и исследованиям. Мы в Сколтехе готовы продолжить работу с гимназией и обещаем и дальше заражать ее учеников этим прекрасным «вирусом».

Share on VK