Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

В Барселону – с молекулярной и теоретической биологией

В августе в Барселоне с успехом прошла “Школа молекурной и теоретической биологии”,  в которой приняли участие сотрудники и студенты Сколтеха.

Концепция Школы основана на убеждении, что многие старшеклассники готовы к участию в научных экспериментах – как интеллектуально, так и практически. Опыт работы в научной среде, в настоящих лабораториях полезен для тех старшеклассников, которые должны решить, хотят ли они заниматься наукой и подходит ли им этот род деятельности. Школа даёт им шанс поработать над настоящими научными задачами бок о бок с настоящими учёными и — возможно — внести вклад в исследования научной лаборатории. По ходу работы школьники слушают лекции, осваивают научные методы, учатся делать расчёты и проверять рабочие гипотезы в различных областях молекулярной и теоретической биологии. Школа не имеет отношения к подготовке к экзаменам и олимпиадам. Исследования сконцентрированы исключительно на процессе научной деятельности и конкретных научных задачах, которыми занимаются приглашенные учёные в своих лабораториях.

img_3255

Лидер проекта Федор Кондрашов из Центра геномной регуляции в Барселоне, так описывает выбранные научные направления: “Из большого разнообразия естественнонаучных и математических дисциплин мы выбрали для школы две области — молекулярную и теоретическую биологию. Этот выбор не был случайным.

 Молекулярная биология находится на передовом рубеже современной науки. Молекулярные методы используются во многих областях биологии и медицины, открывая новые пласты для исследования даже в таких далёких от молекулярного уровня дисциплинах, как экология и поведение животных. Мы выбрали молекулярную биологию, чтобы познакомить школьников с лидирующим направлением биологической науки, которое, к сожалению, занимает скромное место в российском школьном образовании.
Теоретическая биология как второе направление нашей школы была выбрана по тем же соображениям. Математический и компьютерный анализ находит сегодня применение не только в таких «классических» областях, как биохимия и биофизика, но и сфере исследования огромных массивов генетической информации. Несмотря на то, что биоинформатика и количественная биология в России сильны исторически, на уровне школьного образования количественные науки и математика изолированы от биологии. В рамках школы мы объединили молекулярную и теоретическую биологию. Школьникам, интересующимся физикой, математикой или информатикой, предлагается попробовать свои силы в решении количественных задач биологии. Старшеклассникам, которые интересуются биологией и с опаской смотрят на математику, мы готовы помочь в освоении математических навыков – независимо от уровня математической подготовки. Многие старшеклассники, ориентированные на биологию, боятся и избегают математики. Мы прилагаем все усилия, чтобы избавить участников школы от таких негативных эмоций, демонстрируя значимость математических подходов в современной биологии и консультируя по вопросам математики на школьном уровне”. Эта школа уже пятая, первые четыре школы прошли в Пущино при поддержке фонда «Династия». Школа в Барселоне была поддержана фондом Дмитрия Зимина.

Михаил Гельфанд, профессор Сколтеха, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ и факультета компьютерных наук ВШЭ, доктор биологических наук, член Academia Europaea: «Одна из задач проведения данной Школы состоит в том, чтобы дети – особенно, не из столиц, а из далеких городов и даже деревень мест – поняли, как устроена настоящая наука, чтобы они расширили свои представления о природе вещей, увидели, как это делается. Чтобы они больше общались со старшими сверстниками, которые через это прошли и работают вожатыми, и профессорами, которые работают завлабами. Чтобы они понимали, что это совершенно естественно подойти к профессору и расспросить о том, что им непонятно. Школа создана для того, чтобы картина мира школьников немного продвинулась. Организаторы проводили исследование – многие школьники из небольших городов, которые прошли нашу Школу после девятого класса, приняли решение поступать не в областной ВУЗ, а в более крупный и серьезный университет. То есть благодаря участию в Школе, мобильность детей и их стремление двигаться вперед выросли».

img_3252Екатерина Храмеева, научный сотрудник Центра Сколтеха по системной биотехнологии и биомедицине: “Я принимаю участие в Школе молекулярной и теоретической биологии второй раз. Традиционно на Школу приезжают очень сильные, интересующиеся наукой дети, которым не нужна дополнительная мотивация. Девочка, руководителем которой я была в 2013 году, поступила на Физтех, и до сих пор успешно участвует в научных проектах нашей лаборатории. В этом году мы со школьниками получили очень интересные научные результаты, которые планируем немного доделать и опубликовать. Удивительно, но за три недели школы одна из моих школьниц научилась программировать самостоятельно с нуля на уровне, достаточном для анализа реальных экспериментальных данных. Соотношение преподаватели/школьники примерно один к двум делает такие вещи возможными. В результате дети получают от школы очень много: они не только учатся молекулярной биологии, слушая лекции, но и по-настоящему становятся частью научной лаборатории. Мы старались относиться к школьникам как к равным, позволяя им думать самостоятельно, реализовывать собственные идеи, общались с ними неформально. Я получила много положительных эмоций от общения с прекрасными детьми и коллегами в солнечной Барселоне, с пользой провела отпуск”.

Анна Белоусова, студентка магистратуры Сколтеха, биомедицинские технологии:  «Когда думаешь о школе, то сначала пытаешься написать обо всем — о живой науке, о целеустремленных школьниках, о великих ученых, с которыми можно поболтать за обедом, о постерной сессии в конце школы, о невероятной атмосфере и о долгосрочных перспективах этого проекта. На самом деле достаточно выделить самое существенное. На школе нет никакой популяризации науки. Никто не говорит школьникам, что молекулярная биология — это счастье, что заниматься онкомаркерами — просто и приятно или что моделирование движения белка прямо сейчас спасет чьи-то жизни. Потому что это неправда. На школе все по-настоящему. Вне зависимости от того, какую лабораторию выбрал школьник (выбрал самостоятельно, после презентаций лабораторий), он попадает в среду, где заведующий и сотрудники лаборатории – его настоящие, полноценные коллеги. Все они работают над проектом, результат которого не предопределен и зависит от всех участников, которые над ним работают. Не все школьники, впрочем, видят себя в будущем учеными. Многие из них сомневаются и на школе делают свой выбор. Однако, я верю, что именно такое погружение в исследовательскую деятельность (в контексте Школы — в молекулярную и теоретическую биологию) вдохновляет идти в науку тех, кто способен и хочет ей заниматься. Я рада, что меня позвали в команду ШМТБ, делать школу, делать что-то настоящее.»

img_3114Полина Шичкова, студентка магистратуры Сколтеха, биомедицинские технологии: “Школа молекулярной и теоретической биологии – это вдохновение наукой, горящие глаза, огромное желание делать и уверенность в успехе начинаний. Каждый год на Школе (для меня это пятая школа) я встречаю невероятных людей: очень талантливых школьников и крутейших мировых ученых. Люди – это главное, в какой бы области вы ни работали. Люди создают атмосферу, которая помогает тебе двигаться вперед. Быть “сотрудником-учителем” на школе для меня огромная ответственность: люди во многом подвержены влияния окружения и среды, поэтому хочется быть “хорошим примером”. Школа мотивирует меня активно работать и развиваться во всем. Работая на Школе, я чувствую, что расту сама, когда объясняю школьникам что-то и отвечаю на их вопросы. Мне кажется, что очень важно, чтобы в тебя верили, когда ты что-то делаешь: на Школе люди верят в друг друга, в их способности и умение учиться и делать крутые проекты. На этой школе один из руководителей проектов сравнил работу с талантливыми школьниками с управлением крутой спортивной машиной: нужно быть очень хорошим пилотом, чтобы управлять спорткаром. Чтобы быть хорошим пилотом – нужно работать над собой, и Школа вдохновляет на это”.

 

Share on VK