Ученые выяснили, что рецепторы эндотелина В –типа не подходят в качестве лекарственной мишени

Ученые из Сколково, Эдинбурга, Кембриджа и Базеля, показали, что рецепторы эндотелина В –типа в гладких мышцах практически не влияют на деление гладкомышечных клеток. Этот неожиданный результат советует фармкомпаниям сфокусироваться на дизайне лекарств, направленных на взаимодействие с рецептором эндотелина А-типа и не тратить время на работу с рецептором эндотелина В-типа.

Photo credit: cea+

Photo credit: CEA+

Эндотелины – эндогенные пептиды, наиболее мощные сосудосуживающие агенты. После того, как они были открыты в конце 80-х, фармацевтические компании начали гонку по созданию антагонистов эндотелина, препятствующих сужению сосудов, и понижающих тем самым кровяное давление. Несмотря на большие суммы денег, вложенные в эти исследования крупнейшими фармацевтическими концернами, быстро к успеху никто не пришел. Требовались масштабные исследования на животных. Они проводились параллельно в академических лабораториях. Выяснилось, что сигнальный путь эндотелина чрезвычайно сложен. Существует два типа рецепторов эндотелина: А- (ETA) и B- типа (ETB). В то время как активация ETA рецепторов вызывает сужение сосудов, активация ETB рецепторов приводит к обратному эффекту –расслаблению стенок сосудов. В процесс расслабления вовлечен моноксид азота (NO). Именно он выделяется при приеме простого и популярного лекарства – нитроглицерина. В конце 90-х появилась технология условного нокаута, которая позволила выборочно выключать определенные гены в разных клетках. После этого ученые стали изучать роль эндотелиновых рецепторов в различных тканях. Данные исследования шли параллельно с созданием новых блокаторов эндотелиновых рецепторов. Благодаря этому появились очень эффективные лекарства, основанные на блокаторах ETA рецепторов, направленные на лечение очень серьезного заболевания- легочной гипертензии.

Данная статья в журнале Hypertension – продолжения изучения нокаутов эндотелинового рецептора. Выяснилось, что блокада ETB рецептора в гладких мышцах почти не оказывает влияние на деление клеток после повреждения сосудов (хотя ранее предполагалось обратное). Эксперимент включал в себя повреждение стенки артерии к конечности мыши, имитирующее повреждения, возникающие при атеросклерозе.

Юрий Котелевцев, профессор Сколтеха, замдиректора Центра функциональной геномики Сколтеха: “В данной работе мы ожидали строго противоположных результатов и для этого были все предпосылки. Но эксперименты не показали значительной роли ETB рецепторов в делении гладкомышечных клеток. Это абсолютно новые данные, которые могут сберечь много денег и сил, только потому, что покажут то. Чем заниматься не стоит. В данном случае не создавать лекарств против атеросклероза – блокаторов ETB. Тем не менее еще стоит провести пару экспериментов, чтобы в этом окончательно убедиться. Такова природа настоящий исследований: это утомительный и кропотливый процесс”.

Результаты исследования опубликованы в журнале Hypertension.