Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Движения глаз выдают принимаемые нами решения

Ученые из Сколтеха, Томского государственного университета и Орегонского университета (США) применили мобильную систему трекинга глаз к исследованию процесса принятия решений. Ученые наблюдали за тем, как социализации влияет на принимаемые решения и влияет на уровень кооперации между участниками. Для этого испытуемые были помещены в ситуацию, описанную моделью из теории игр – Дилеммой Заключённого.

Предпосылки исследования кроются в особенностях человеческой природы. Как часто люди принимают решение, полагаясь только на рациональность? Несмотря на то, что экономические теории построены из расчета, что человек всегда и при любых условиях максимизирует собственную выгоду, в реальной жизни процесс принятия решений тернист и не столь прямолинеен. Например, известная задача теории игр, Дилемма Заключенного, подразумевает собой взаимодействие двух лиц – игроков. Оба игрока одновременно и независимо выбирают одну из двух альтернатив: предать или кооперировать. При этом, выигрыш игрока зависит от собственного выбора и хода напарника. Классическая игра Дилемма Заключенного заключается в том, что два человека попадаются на совершенном преступлении. Далее каждый оказывается перед выбором: он может выдать сообщника, а может промолчать. Если оба молчат, то оба получают минимальный срок – полгода, если оба свидетельствуют против друг друга, то оба получают по 2 года тюрьмы. А вот если один свидетельствует против другого, а второй молчит, то предавший напарника выходит на свободу, а промолчавшего сажают в тюрьму на 10 лет.

Особенность задачи состоит в том, что математически верно будет всегда предавать. Однако, как говорил еще Аристотель, люди по своей природе социальны, то есть склонны к кооперации. Так получается, что игра Дилемма Заключенного является примером социальной дилеммы: когда индивидуальное поведение выгодно, но противоречит неким общим понятиям равенства и морали.

Ранее в совместных исследованиях Сколковского Института Науки и Технологии, Московского Физико-Технического Института и Томского Государственного Университета было показано, что в группе незнакомых друг другу участников кооперативность в игре Дилемма Заключенного находится на низком уровне – около 20%, и с ростом числа повторений игры стремится к нулю (что соответствует результатам, полученным в иностранных лабораториях). Но даже непродолжительное социальное взаимодействие в разы повышает кооперацию до уровня как внутри группы, состоящей из друзей. Ученым интересно найти и понять механизмы, которые переводят индивидуальную стратегию в компромиссную, то есть социальную.

В настоящей работе, в серии экспериментов исследовалось визуальное восприятие игры Дилемма Заключенного с помощью мобильной системы трекинга глаз (SMI Eye Tracking Glasses v. 1.8). Было проведено сравнение глазодвигательной активности 12 испытуемых в первой части эксперимента, когда участники не знали друг друга, и во второй части после социального взаимодействия. В исследовании были выбраны следующие исходы: если оба участника кооперируют – оба получают по 5 баллов, если оба предают – по 1 баллу, если один участник предал, а другой скооперировал, то предавший получает 10 баллов, а скооперировавший – 0 баллов (рис 1).

Рис. 1.  Скриншот экрана с заданием, предлагаемым испытуемому. Кнопка “вверх” соответствует варианту “промолчать” или кооперировать, кнопка “вниз” варианту “предать”. У другого испытуемого по аналогии могли быть кнопки “лево” и “право”.

Рис. 1. Скриншот экрана с заданием, предлагаемым испытуемому. Кнопка “вверх” соответствует варианту “промолчать” или кооперировать, кнопка “вниз” варианту “предать”. У другого испытуемого по аналогии могли быть кнопки “лево” и “право”.

Оказалось, что в игре с незнакомыми, участники больше внимания уделяли некооперативным выборам. Было показано, что увеличение суммарного времени просмотра и времени фиксации взгляда на некооперативных выигрышах присуще так называемым дефекторам – людям, выбирающим стратегию предавать. Наконец, после социального взаимодействия изменяется характер восприятия стимульного материала: процесс принятия решений после социализации сопровождается увеличением частоты фиксаций на определенных стратегиях и снижением их продолжительности, а также большей частотой согласованных движений глаз и их меньшей суммарной длиной.

“Все это говорит о многогранности природы принятия решений. А также о возможности использования систем трекинга глаз в групповых экспериментах и о возможностях данного метода в исследовании и моделировании процессов принятия решений,” – рассказывает аспирантка Сколтеха, один из авторов исследования, Татьяна Бабкина.

Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале PLOS ONE.

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK