В антиконференции SpaceUp, прошедшей недавно в Сколтехе, приняли участие видные специалисты в области космических исследований, среди которых ‒ российский космонавт Сергей Ревин, который в 2012 году в течение четырех месяцев работал на Международной космической станции.
За время полета ему довелось не только поработать бок о бок с астронавтами со всего мира, но и провести не один десяток научных экспериментов.
Выступая на полях антиконференции SpaceUp, Ревин рассказал о жизни на МКС и о том, как идти к своей заветной мечте, какой бы несбыточной она ни казалась.
Когда и почему вы решили стать космонавтом?
– В юности, в старших классах я решил выбрать профессию «Космонавт». Шаг за шагом, университет, работы в космической отрасли. Затем Центр подготовки космонавтов и далее полет.
Насколько сложно было стать космонавтом и пройти сложный отбор в экипаж для полета?
– Жесткий отбор, действительно, но моё большее желание стать космонавтом позволило пройти все задания на отлично. Требования очень высокие. Необходимо знать очень много сверх того, что получает обычный человек после образования. Я прочитал много книг о космонавтике и не только, занимаясь саморазвитием, что в последствии мне помогло заработать дополнительные баллы. Спорт и физическая подготовка для космонавта – важнейший аспект и моя любовь к спорту, мои каждодневные занятия помогли мне пройти тот сложный отбор в команду экипажа.

Сергей Ревин на панельной дискуссии в рамках антиконференции SpaceUp в Сколтехе. Фото: Тим Сабиров // Сколтех.
Каким спортом вы занимались?
– Легкая атлетика: прыжки в длину, бег, спринт
Сколько полетов у вас было?
– На данный момент у меня только один полёт, я очень долго ждал своей очереди. На текущий момент мне нужно устранить небольшой пробел в своём здоровье и тогда, я надеюсь, я смогу ещё раз полететь. В ином случае – я продолжу работать в космической отрасли на земле.
Как долго проходила ваша экспедиция на МКС и когда она была?
– Шесть лет назад, экспедиции «МКС-32» продолжительностью четыре месяца
В вашем экипаже были астронавты из других стран?
– Да. Это были астронавты из США, России и Японии
Насколько сложно было работать вместе с коллегами из разных стран в условиях космической экспедиции?
– Не было ни одной проблемы. Возможно мне повезло, потому что мы были все похожи характерами. И, конечно же, мотивация сделать качественную работу двигала каждым из нас. Трудолюбие и общие интересы в свободное время нас очень сближали. Мы начали вместе учиться и заниматься за год до старта. Это стажировки и в Москве, и в США, и в Европе, в Японии. Поэтому к моменту старта мы были готовы работать командой.

Сергей Ревин и члены его экипажа ‒ российский космонавт Геннадий Падалка (в центре) и астронавт НАСА Джозеф Акаба (справа) на фоне корабля «Союз». Фото: НАСА.
Какова была ваша основная функция на борту МКС?
– Это основные работы. Необходимо было произвести 50 различных экспериментов и неоднократно. Много работы связано с заменой оборудования. Например, в этом году будет 20 лет с момента запуска первого модуля (МКС состоит из 53 модулей, 15 из которых основные, –примечание автора). Таким образом основная часть времени уходит на научные эксперименты и замену оборудования с двумя перерывами на физкультуру. Вечером идёт подготовка к следующему дню: документация, подготовка оборудования, чтобы оптимизировать время работы на завтра. Остается немного времени на фото- и видеосъемку земли
Какие наиболее впечатляющие моменты были у вас за время экспедиции?
– Это больше относится к эмоциям. Я рад тому, что есть МКС, есть этот уникальный международный проект и я непосредственно участвую в нем. Одновременно задействовано множество людей на земле в центрах управления полетами в Королёве, Хьюстоне, Мюнхене и Цукубе в Японии. Уникальность с точки зрения организации работы и с точки зрения инженерного сооружения самой станции вызывают чувство гордости внутри меня.