Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Учебный курс Ideas to Impact: от общей идеи к массовому продукту

Об учебном курсе Ideas to Impact

Основная цель курса профессора Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха д-ра Желько Текича «Ideas to Impact» («Идеи влияния») ‒ научить студентов развивать перспективные идеи и добиться того, чтобы студенты хорошо понимали, какие проблемы стратегического и локального характера могут возникать при попытках коммерциализации высокотехнологичного продукта. В числе слушателей курса д-ра Текича оказались студенты первого и второго курсов магистратуры Сколтеха, изучающие самые разные научные и технические дисциплины, что способствовало созданию благоприятной атмосферы для творчества и совместной работы над развитием идей.

В рамках учебного курса студенты не только знакомятся с основами предпринимательства, но и получают набор практических навыков по поиску коммерческих возможностей и постановке задач в процессе общения с потенциальными пользователями, учатся определять целевые группы и устанавливать контакт с ними, формировать общее видение проекта, разрабатывать конкретные сценарии и т.д. С большинством из этих вопросов студенты сталкиваются впервые, поскольку при решении чисто научных или инженерных задач их попросту не возникает. В этом учебном курсе, рассчитанном на 8 недель, студентам предстояло познакомиться с особенностями предпринимательской деятельности, решая реальные инновационно-технологические задачи и получая бесценный практический опыт работы по модели стартапа.

Учебный курс проходил при поддержке компании Signify (в прошлом Philips Lighting), которая поставила перед студентами сложнейшую задачу коммерциализации осветительного оборудования. Компания также предоставила необходимые для обучения технические средства ‒ интеллектуальные светодиодные системы домашнего освещения Philips Hue с поддержкой работы через Интернет. Студенты (всего 52 человека) разбились на 10 команд, каждой из которых предстояло применить все полученные на классных занятиях знания и навыки, чтобы придумать такую стратегию коммерциализации, которая позволит «запустить систему в массы», т.е. вывести ее на рынок России и стран СНГ, сделав ее доступной для широкого потребителя, который всегда с опаской относится к разного рода технологическим новинкам. Пока же интеллектуальная система Philips Hue используется лишь единичными технологически продвинутыми пользователями. В процессе обучения студенты трижды встречались с представителями компании Signify ‒ директором/ведущим научным сотрудником компании Signify в г. Эйндховене (Нидерланды) д-ром Карс-Михаэлем Ленссеном и менеджером по маркетингу компании Signify по России/Центральной Азии Элиной Даяновой, которые поделились своими впечатлениями о работе команд. В заключении учебного курса команда-победитель, а также отдельные студенты, предложившие по мнению специалистов наилучшую стратегию и представившие наиболее убедительные презентации, в качестве приза получили по комплекту системы Philips Hue.

 

Image: Class photo, Ideas to Impact, day 1

Image: Class photo, Ideas to Impact, day 1

 

Отзывы участников

Вот что студенты рассказывают о том, как они решали поставленную задачу, что они думают о своей работе и что им дал учебный курс Сколтеха.

 «Основное, что я усвоила из этого курса ‒ это то, что можно не только заниматься техникой в чистом виде, но и одновременно решать вопросы из реальной жизни, например: как люди смогут использовать мой продукт и нужен ли он им вообще? Это не было исследованием ради исследования», ‒ сказала студентка магистратуры Сколтеха Дарья.

Другие студенты отметили, что курс безусловно оказался полезным, поскольку до этого они не были знакомы с тематикой, связанной с предпринимательством и экономикой.

 «Было интересно узнать, как создается стартап и с какими трудностями сталкиваются его основатели», ‒ отметила Елизавета Маслова, которая в Сколтехе изучает общую и прикладную физику. «Раньше я вообще не разбиралась в вопросах бизнеса, но после этого курса многое стало для меня понятным».

 «Если у вас появится новая идея, как вы будете ее защищать?», ‒ задается вопросом Виктор Барибанде, который в Сколтехе обучается по программе «Новые производственные технологии». «Если вы работаете в компании, что вам нужно делать для того, чтобы выступать не только в роли инженера или ученого, но и решать задачи по развитию бизнеса? Это как раз те вопросы, ответы на которые мы смогли получить, освоив этот учебный курс».

Отзывы других слушателей прозвучали приблизительно в том же ключе. Почти все студенты, с которыми мы беседовали, в один голос заявили, что несмотря на новизну и высокую сложность этого типа работы, сам процесс обучения доставил им огромное удовольствие. Если раньше они имели лишь смутное представление о бизнесе и предпринимательстве, то теперь они почувствовали, что гораздо лучше владеют предметом и уже готовы применять полученные знания и навыки для развития своих идей.

 

Победители

На этапе заключительных презентаций победила команда в составе пяти студентов: Абайоми Койехо (1-й курс, программа «Нефтегазовое дело»), Наталия Павловская (2-й курс,  программа «Наука о данных»), Иван Володин (2-й курс, программа «Материаловедение»), Валерий Окатенко (2-й курс, программа «Материаловедение») и Суданбек Касымалиев (1-й курс, программа «Энергетические системы»):

duen1ivxgas73u0

Именно эта команда представила презентацию, заслуживающую главного приза: в своей работе студенты разработали сценарий, по которому  в дополнение к функции домашнего освещения в системе Philips Hue была реализована функция защиты от незаконного проникновения в жилище.

 

Отзывы специалистов

Д-р Карс-Михаэль Ленссен (директор/ведущий научный сотрудник компании Signify в г. Эйндховен, Нидерланды).

Элина Даянова (менеджер по маркетингу компании Signify по России/Центральной Азии).

Ключевым критерием оценки уровня знаний, полученных студентами с начала учебного курса, является профессиональное мнение специалистов. Представители компании Signify, выступившие в роли конкурсного жюри на этапе заключительных презентаций, поделились своими впечатлениями о достигнутых студентами результатах.

 «Я считаю, что в целом достигнуты неплохие результаты», ‒ отметил доктор Ленссен. «Я убедился в том, что некоторые студенты имеют изобретательскую жилку и способны генерировать очень хорошие идеи. Вопрос лишь в том, как из хорошей идеи получить  столь же хороший продукт для массового рынка. Думаю, что все студенты выложились полностью, а некоторые из их идей заслуживают серьезного внимания».

«С моей точки зрения, студенты продемонстрировали достаточно высокие результаты», ‒ сказала Даянова. «Выбранные студентами темы очень созвучны тем задачам, о которых уже серьезно задумываются специалисты компании Signify, причем некоторые из этих тем уже рассматриваются в качестве предмета для дальнейшей разработки. Понятно, что все студенты, принимавшие участие в этом учебном курсе, обучаются по разным дисциплинам и создание бизнес-кейса является для них совершенно новой задачей; неудивительно поэтому, что в своих работах они не смогли учесть некоторые моменты, в частности, не всем удалось четко определить свою целевую аудиторию и учесть все особенности рынка. С другой стороны, я видела их увлеченность и стремление к учебе, а это уже немало для дальнейшего роста».

«В течение этого учебного курса мы с Элиной встречались со студентами несколько раз», ‒ сказал доктор Ленссен. «В середине курса студенты представили нам несколько идей, а мы в свою очередь дали им свои замечания и рекомендации относительно направления дальнейшей работы. Сейчас курс завершен, и мы видим, что студенты учли наши замечания и постарались в своих работах максимально их реализовать».

«Я тоже убедилась в том, что студенты неплохо поработали над развитием своих идей», ‒  подчеркнула Даянова. «Они учли наши комментарии и в итоге перешли от достаточно общих идей к более конкретным. Мы видели, как исходные идеи и бизнес-кейсы буквально на глазах приобретали более четкие очертания. С момента нашей первоначальной встречи, где была поставлена общая задача, мы могли наблюдать не только значительный прогресс, но и потенциальные проблемы; однако, увидев заключительные презентации, мы еще раз убедились в высоком качестве достигнутых результатов».

 

Image: Signify representatives, Dr. Kars-Michiel Lenssen and Elina Dayanova, offer feedback to Skoltech students.

Image: Signify representatives, Dr. Kars-Michiel Lenssen and Elina Dayanova, offer feedback to Skoltech students.

 

В качестве эпилога

В своем учебном курсе “Ideas to Impact” д-р Желько Текич ставит перед своими студентами новые сложные задачи. Большинство студентов ранее не имели никакого опыта в области предпринимательства и маркетинга, но все с большим воодушевлением погрузились в учебу. Их позитивный настрой чувствовался и во время интервью, которые они дали по окончании курса. Как показывает опыт проведения подобных курсов, студентам научно-технических специализаций, освоившим основы предпринимательства и инноваций, гораздо легче реализовать свои возможности по созданию инновационных продуктов. В Сколтехе инновационной составляющей образования отводится ключевая роль, поэтому подобные курсы является эффективным инструментом для привлечения как российских, так и иностранных студентов. Кроме того, они показывают, что, даже не имея базового образования в бизнесе, маркетинге или предпринимательстве, студенты могут добиться серьезных успехов в этих областях. Студенты внимательно прислушивались к замечаниям специалистов и старались их реализовать в максимальном объеме, чтобы довести первоначальную идею до успешного финала и, что не менее важно, делали это с большим энтузиазмом. А иначе и быть не могло, поскольку Сколтех славится высоким уровнем своих студентов.

Профессор Текич: «Я хотел бы поблагодарить всех, кто помог сделать этот курс интересным и запоминающимся событием для всех студентов и для меня как преподавателя. Спасибо всем студентам за их активную и усердную работу. Хотел бы выразить благодарность представителям компании Signify и лично д-ру Карс-Михаэлю Ленссену и г-же Элине Даяновой за помощь и сопровождение процесса обучения. Благодарю всех приглашенных докладчиков, которые делились со студентами не только своими знаниями и опытом, но и неравнодушным отношением к работе.  Моя особая благодарность Ольге Гавриленко и Патимат Муртазалиевой, которые работали со мной в качестве ассистентов преподавателя.»

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK