Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Сколтех и НИУ ВШЭ дают возможность поступить в их совместную магистратуру через олимпиаду

Осталось совсем немного времени до окончания приёма заявок на студенческую олимпиаду «Статистическая теория обучения», победа в которой приравнивается к успешному прохождению отбора в одноимённую магистратуру. Эту программу совместно реализуют Сколтех и НИУ ВШЭ на базе магистерских программ «Наука о данных» и «Статистическая теория обучения» соответственно. Желающие принять участие в олимпиаде должны подать заявку до 23:59 16 марта.

Пока участники готовят свои портфолио для заочного этапа олимпиады, мы решили взять интервью у победителей прошлых лет – Павла Шевчука и Александра Рубашевского. Сегодня они студенты магистерской программы «Науки о данных», трек «Статистическая теория обучения».

Александр Рубашевский, студент магистерской программы «Науки о данных»

Победитель олимпиады 2018 года Александр Рубашевский (справа)

Победитель олимпиады 2018 года Александр Рубашевский (справа)

– С какими сложностями вы сталкивались во время подготовки к олимпиаде и участия в ней?

– Олимпиада была похожа на вступительные испытания в Сколтех. Мне понравилось, задачи были достаточно интересными. Рекомендованной литературы указано много, но какие именно задачи будут, ты узнаешь только в финале олимпиады. Поэтому для подготовки я использовал все доступные способы: писал участникам прошлых олимпиад и просил их прислать задания, какие-то решения, спрашивал у них, есть ли что-то для подготовки. Также я смотрел задания вступительных испытаний Школы анализа данных, потому что они порой перекликались по темам. Кроме того, смотрел на YouTube-канале РЭШ их курсы по математическому анализу и линейной алгебре: у них хорошая подача материала, его можно использовать для решения задач. Там же можно найти демонстрационные варианты и задания прошлых олимпиад РЭШ. Напоследок я ещё просмотрел бакалаврские учебники по прикладной математике и информатике, сборники лекций по матанализу А.Ю. Петровича и А.И. Кострикина по линейной алгебре. Всё вместе это сыграло большую роль: перед лицом неизвестности такая подготовка помогла справиться.  Нужно было готовиться ко всему.

– Что полезного вы почерпнули из вашего опыта участия в олимпиаде?

– Ещё раз вспомнил, как подступаться к таким задачам. Обычно, когда программируешь что-то или пишешь какой-то проект, тебе не часто приходится решать задачи теоретического характера на бумаге. Но это очень полезный навык, он помогает освежить математическую подготовку. Это сильно помогло и в решении письменных заданий олимпиады, и при собеседовании. Когда общаешься с профессорами и рассказываешь им о том, чем занимаешься, тоже нужно чувствовать себя комфортно, употреблять корректно все математические термины. 

– Какой совет дадите участникам этого года?

– Я пожелал бы, во-первых, не бояться подавать заявку на участие. Стать студентом Сколтеха по результатам олимпиады – реально. Даже если не получится пройти по олимпиаде, сохраняется шанс пойти через стандартный набор и поступить по нему. Участие в олимпиаде – хорошая попытка, которая в любом случае покажет, какие есть слабые места, к чему стоит ещё раз подготовиться. Во-вторых, необходимо постараться максимально сформировать фундамент до олимпиады. Вспомнить то, что забылось из, например, сходимости рядов, подсчётов пределов, каких-то базовых задач на графах. Постараться освежить эти участки, чтобы не было каких-то серьёзных пробелов. Чтобы даже к непростой олимпиадной задаче было с чем подойти, решить её хотя бы частично. Мне это очень помогло, я не все задачи мог решить полностью, но как минимум оставил ответ в виде частичного решения, выжав максимум из логической цепочки.

Павел Шевчук, студент магистерской программы «Науки о данных»

Победитель олимпиады 2019 года Павел Шевчук (второй справа)

Победитель олимпиады 2019 года Павел Шевчук (второй справа)

– С какими сложностями вы сталкивались во время подготовки к олимпиаде и участия в ней? 

– Задания письменного этапа не были слишком сложными. А вот на собеседовании всплыла проблема: я не привык себя презентовать, и нужно было быстро этому научиться. Предстояло прийти к незнакомым людям и рассказать, почему я очень классный. Собеседовало нас примерно семь человек, все в костюмах, всё строго, формально, непривычно. Я пытался как-то шутить, чтобы разрядить обстановку. Душевным собеседование сложно сделать, но живым возможно.

– Что полезного вы почерпнули из вашего опыта участия в олимпиаде?

– Я приобрел навык самопрезентации, это главное мое достижение. Получить технические знания в университете несложно, а вот умение себя презентовать намного сложнее. Я понял, как избавиться от ложного стеснения. Нельзя говорить: «Здравствуйте! Я не плох!» Нужно говорить: «Здравствуйте! Я очень хороший!»

– Какой совет дадите участникам этого года?

– Я думаю, что задания письменного этапа большинство участников должны осилить — там то, чего в принципе и стоит ожидать, базируется на университетском курсе математики. Я думаю, что для многих сложность состоит именно в презентации. В этом отличие от привычных школьных олимпиад: там достаточно просто хорошо решать задачи, а тут нужно уметь говорить о себе с высокой уверенностью. Ну и английский язык, конечно: если решать на нём задачи вполне посильно, то подготовить самопрезентацию задача уже нетривиальная.

 

Справка

Олимпиада проводится для студентов выпускных курсов бакалавриата и выпускников по направлению «Прикладная математика и информатика» или смежным специальностям. Организаторами мероприятия выступают Сколтех и НИУ ВШЭ при участии Сбербанка.

Олимпиада 2020 пройдёт в несколько этапов. Отборочный этап: конкурс портфолио до 16 марта (23:59). Объявление финалистов – 25 марта. Очный финал пройдёт 4—5 апреля 2020 в Сколтехе.

Очный финал состоит из письменного экзамена по высшей математике, собеседования с преподавателями и профессорами НИУ ВШЭ и Сколтеха, а также очного экзамена по английскому языку в формате TOEFL ITP. Победа в олимпиаде приравнивается к максимальному баллу на вступительных испытаниях Сколтеха и НИУ ВШЭ и даёт право на зачисление в их совместную магистратуру.

 

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK