Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

«Я не только преподаю основы коммерциализации технологий, но и стараюсь воспитывать в студентах приверженность идеалам и этическим ценностям»

В крупном международном научном издательстве Routledge вышла книга профессора Центра предпринимательства и инноваций (CEI), руководителя Лаборатории инноваций и интеллектуальной собственности Сколтеха Кельвина Уиллоуби «Technology Choice: A Critique of the Appropriate Technology Movement». В книге рассматривается вопрос о том, как из нескольких возможных технологических решений выбрать такой вариант, который будет одновременно приносить пользу людям, способствовать экономическому развитию и обеспечению экологической безопасности. В беседе с нами профессор Уиллоуби рассказал о своей книге и преподавательской деятельности в Сколтехе.

screenshot-2020-05-01-at-14-53-11

Профессор Уиллоуби, примите наши поздравления по случаю нового издания Вашей книги. О чем она?

В рамках своей профессиональной деятельности я работаю над решением фундаментальной проблемы управления технологическим развитием с целью решения трех главных задач: улучшение благосостояния людей, развитие национальных экономик и защита окружающей среды. Данная проблема имеет и кадровый аспект: можно ли, внедряя то или иное технологическое решение, добиться повышения профессионального уровня специалистов (а не его снижения) и увеличения числа рабочих мест (а не его сокращения)?

Вторая важная задача – экономическая. Можно ли создавать такие технологии, которые позволили бы местным сообществам и малому бизнесу получать бо́льшую экономическую выгоду? Главное – создавать высокие технологии, внедрение которых не потребует высоких затрат. Иначе говоря, создание предприятия с использованием новых технологий должно быть по карману и предпринимателю, и местному сообществу. Если эту задачу удастся решить, то создание сильной,  динамично развивающейся и высокотехнологичной экономики окажется под силу не только Силиконовой долине или Токио, но и небольшим сообществам.

И, наконец, третья задача – это создание «зеленых технологий», обеспечивающих сохранение и защиту окружающей среды. Весь вопрос в том, можно ли разработать более экологичные технологии с низким потреблением природных ресурсов, не создающие угрозы для окружающей среды в виде загрязнений и иного ущерба. Этот вопрос имеет однозначный ответ – да, можно.

Я убежден, что с помощью интеллектуальных технологий вполне реально решить все три задачи. Кроме того, о какой бы технологии ни шла речь, всегда существует множество вариантов ее реализации. Вопрос лишь в том, какой из этих вариантов является лучшим. Здесь крайне важно, чтобы выбор между альтернативными вариантами был осознанным, а решение принималось на основе грамотно подобранных многомерных критериев.

При этом недостаточно исходить лишь из эффективности и уровня сложности технологии или новейших разработок в данной области. При выборе оптимального варианта необходимо учитывать пользу новой технологии для благосостояния людей, развития экономики и сохранения окружающей среды. В качестве примера технологий, сочетающих в себе все три качества, можно привести экологически безопасные технологии сельского хозяйства, технологии организации мелкосерийного производства, технологии производства пищевых продуктов, применять которые можно в непосредственной близости к источнику сырья, а также экономичные строительные технологии и оборудование, которые позволят не только повысить безопасность и надежность производства и качество продукции, но и привлекать высококвалифицированные кадры.

screenshot-2020-05-01-at-14-53-33

Сейчас вышло второе издание Вашей книги, а написана она была несколько десятилетий назад, когда Вы еще работали в Калифорнийском университете в Беркли. Как с тех пор изменилось Ваше мировосприятие? Каких принципов Вы и по сей день придерживаетесь в Вашей повседневной работе в Сколтехе?

Бо́льшую часть своей жизни я занимался именно тем, о чем сейчас вам рассказал. В начале моей профессиональной карьеры меня больше всего волновали общие принципы, но со временем меня стали интересовать практические навыки менеджмента, ведения бизнеса, аналитики, вопросы управления интеллектуальной собственностью. Моя работа в Сколтехе связана в основном с менеджментом и стратегией коммерциализации технологий, а также средствами защиты прав интеллектуальной собственности, которые можно использовать при создании и внедрении технологических инноваций. Последние 10-15 лет я занимаюсь именно этими вопросами. Все, о чем я писал в книге относительно выбора технологий, послужило мотивацией к той работе, которой я занимаюсь сейчас.

В своей книге я высказываю идеи, которые необходимо реализовать на практике, в каждом случае адаптируя их для конкретных условий и с учетом специфики конкретной технологической области. Последние двадцать лет я занимаюсь практическими вопросами менеджмента. Целью этой работы как раз и является реализация этих идей. При этом в своей работе я по-прежнему придерживаюсь определенных идеалов и этических принципов, которые сформулировал для себя еще в начале карьеры. В Сколтехе я преподаю основы стратегий и аналитических методов, которые могут применяться при коммерциализации технологий, но при этом стараюсь воспитывать в студентах приверженность определенным идеалам и этическим ценностям.

screenshot-2020-05-01-at-15-45-39

Кем из Ваших студентов Вы гордитесь больше всего? Кому из них особенно близки Ваши взгляды?

Один из моих любимых учеников – Дмитрий Смирнов, у которого я был научным соруководителем. Дмитрий был зачислен на магистерскую программу Сколтеха «Энергетические системы» в составе первого набора студентов. Он – яркий пример студента, который полностью поддерживает и разделяет идеалы и ценности Сколтеха в том, что касается приверженности инновациям как главной составляющей миссии Сколтеха. По своей основной специальности Дмитрий инженер-механик, но он освоил и целый ряд других дисциплин, включая энергетику, материаловедение, системотехнику, управление инновациями и т.д. Полгода назад Дмитрий получил степень PhD.  Тематика его исследовательской работы связана с системами, работающими по термодинамическому циклу Стирлинга. Ему удалось разработать альтернативные варианты применения этой технологии для различных систем этого типа, в частности, конструкций энергоэффективных двигателей, а также сложных и эффективных холодильных агрегатов, работающих по обратному циклу Стирлинга. Впечатляет также и то, что Дмитрий создал собственную компанию для разработки и коммерциализации технологий, исследованием которых он занимался в Сколтехе. В настоящее время Дмитрий успешно совмещает научные исследования с разработкой и внедрением инновационных технологий.

Мы изучаем историю технологий и взаимосвязи между наукой, техникой и бизнесом в данной технологической области, где неизменно возникает все тот же фундаментальный вопрос: какие альтернативные решения можно рассматривать  для двигательных и холодильных систем, работающих по циклу Стирлинга? Дмитрий провел целое исследование, изучив опыт разработки конструктивных решений для таких систем в разных странах мира и разных отраслях промышленности, т.е. на практике применил концепцию выбора технологического решения, которая и является главной темой моей книги. В настоящее время мы с Дмитрием работаем над статьей, в которую войдут результаты его диссертационной работы на соискание степени PhD, а также некоторые идеи из моей книги.

Сейчас я также работаю с аспирантом Георгием Клушиным, который занимается разработкой  модульных конструкций высокотехнологичных продуктов и изучает возможные способы защиты прав интеллектуальной собственности в отношении этих разработок. Мы вместе пытаемся понять, как лучше всего патентовать модульные продукты. Для этого мы определяем технологические особенности конструкции модульного продукта, которые следует включить в патентную заявку с целью максимизации ценности патентного портфеля компании. Я снова возвращаюсь к своей книге, где речь идет о выборе из нескольких вариантов конструктивных решений, поскольку от выбора конкретного варианта технологии зависит и выбор стратегии защиты прав интеллектуально собственности. Студентам Сколтеха следует создавать оригинальные с научной точки зрения решения, которые затем можно было бы реализовать в конкретных технологиях, имеющих потенциал практических применений в любой стране мира. Я учу студентов анализировать возможности защиты прав интеллектуальной собственности не в конце исследования, а в самом начале. Только так они смогут убедиться, что их разработка действительно представляет собой что-то новое, а не является повторением сделанного ранее кем-то другим. Я также объясняю им, как защищать свои идеи правами интеллектуальной собственности, чтобы впоследствии создавать на их основе проекты, способные составить достойную конкуренцию другим разработкам на международном рынке.

Share on VK