«Я не только преподаю основы коммерциализации технологий, но и стараюсь воспитывать в студентах приверженность идеалам и этическим ценностям»

В крупном международном научном издательстве Routledge вышла книга профессора Центра предпринимательства и инноваций (CEI), руководителя Лаборатории инноваций и интеллектуальной собственности Сколтеха Кельвина Уиллоуби «Technology Choice: A Critique of the Appropriate Technology Movement». В книге рассматривается вопрос о том, как из нескольких возможных технологических решений выбрать такой вариант, который будет одновременно приносить пользу людям, способствовать экономическому развитию и обеспечению экологической безопасности. В беседе с нами профессор Уиллоуби рассказал о своей книге и преподавательской деятельности в Сколтехе.

screenshot-2020-05-01-at-14-53-11

Профессор Уиллоуби, примите наши поздравления по случаю нового издания Вашей книги. О чем она?

В рамках своей профессиональной деятельности я работаю над решением фундаментальной проблемы управления технологическим развитием с целью решения трех главных задач: улучшение благосостояния людей, развитие национальных экономик и защита окружающей среды. Данная проблема имеет и кадровый аспект: можно ли, внедряя то или иное технологическое решение, добиться повышения профессионального уровня специалистов (а не его снижения) и увеличения числа рабочих мест (а не его сокращения)?

Вторая важная задача – экономическая. Можно ли создавать такие технологии, которые позволили бы местным сообществам и малому бизнесу получать бо́льшую экономическую выгоду? Главное – создавать высокие технологии, внедрение которых не потребует высоких затрат. Иначе говоря, создание предприятия с использованием новых технологий должно быть по карману и предпринимателю, и местному сообществу. Если эту задачу удастся решить, то создание сильной,  динамично развивающейся и высокотехнологичной экономики окажется под силу не только Силиконовой долине или Токио, но и небольшим сообществам.

И, наконец, третья задача – это создание «зеленых технологий», обеспечивающих сохранение и защиту окружающей среды. Весь вопрос в том, можно ли разработать более экологичные технологии с низким потреблением природных ресурсов, не создающие угрозы для окружающей среды в виде загрязнений и иного ущерба. Этот вопрос имеет однозначный ответ – да, можно.

Я убежден, что с помощью интеллектуальных технологий вполне реально решить все три задачи. Кроме того, о какой бы технологии ни шла речь, всегда существует множество вариантов ее реализации. Вопрос лишь в том, какой из этих вариантов является лучшим. Здесь крайне важно, чтобы выбор между альтернативными вариантами был осознанным, а решение принималось на основе грамотно подобранных многомерных критериев.

При этом недостаточно исходить лишь из эффективности и уровня сложности технологии или новейших разработок в данной области. При выборе оптимального варианта необходимо учитывать пользу новой технологии для благосостояния людей, развития экономики и сохранения окружающей среды. В качестве примера технологий, сочетающих в себе все три качества, можно привести экологически безопасные технологии сельского хозяйства, технологии организации мелкосерийного производства, технологии производства пищевых продуктов, применять которые можно в непосредственной близости к источнику сырья, а также экономичные строительные технологии и оборудование, которые позволят не только повысить безопасность и надежность производства и качество продукции, но и привлекать высококвалифицированные кадры.

screenshot-2020-05-01-at-14-53-33

Сейчас вышло второе издание Вашей книги, а написана она была несколько десятилетий назад, когда Вы еще работали в Калифорнийском университете в Беркли. Как с тех пор изменилось Ваше мировосприятие? Каких принципов Вы и по сей день придерживаетесь в Вашей повседневной работе в Сколтехе?

Бо́льшую часть своей жизни я занимался именно тем, о чем сейчас вам рассказал. В начале моей профессиональной карьеры меня больше всего волновали общие принципы, но со временем меня стали интересовать практические навыки менеджмента, ведения бизнеса, аналитики, вопросы управления интеллектуальной собственностью. Моя работа в Сколтехе связана в основном с менеджментом и стратегией коммерциализации технологий, а также средствами защиты прав интеллектуальной собственности, которые можно использовать при создании и внедрении технологических инноваций. Последние 10-15 лет я занимаюсь именно этими вопросами. Все, о чем я писал в книге относительно выбора технологий, послужило мотивацией к той работе, которой я занимаюсь сейчас.

В своей книге я высказываю идеи, которые необходимо реализовать на практике, в каждом случае адаптируя их для конкретных условий и с учетом специфики конкретной технологической области. Последние двадцать лет я занимаюсь практическими вопросами менеджмента. Целью этой работы как раз и является реализация этих идей. При этом в своей работе я по-прежнему придерживаюсь определенных идеалов и этических принципов, которые сформулировал для себя еще в начале карьеры. В Сколтехе я преподаю основы стратегий и аналитических методов, которые могут применяться при коммерциализации технологий, но при этом стараюсь воспитывать в студентах приверженность определенным идеалам и этическим ценностям.

screenshot-2020-05-01-at-15-45-39

Кем из Ваших студентов Вы гордитесь больше всего? Кому из них особенно близки Ваши взгляды?

Один из моих любимых учеников – Дмитрий Смирнов, у которого я был научным соруководителем. Дмитрий был зачислен на магистерскую программу Сколтеха «Энергетические системы» в составе первого набора студентов. Он – яркий пример студента, который полностью поддерживает и разделяет идеалы и ценности Сколтеха в том, что касается приверженности инновациям как главной составляющей миссии Сколтеха. По своей основной специальности Дмитрий инженер-механик, но он освоил и целый ряд других дисциплин, включая энергетику, материаловедение, системотехнику, управление инновациями и т.д. Полгода назад Дмитрий получил степень PhD.  Тематика его исследовательской работы связана с системами, работающими по термодинамическому циклу Стирлинга. Ему удалось разработать альтернативные варианты применения этой технологии для различных систем этого типа, в частности, конструкций энергоэффективных двигателей, а также сложных и эффективных холодильных агрегатов, работающих по обратному циклу Стирлинга. Впечатляет также и то, что Дмитрий создал собственную компанию для разработки и коммерциализации технологий, исследованием которых он занимался в Сколтехе. В настоящее время Дмитрий успешно совмещает научные исследования с разработкой и внедрением инновационных технологий.

Мы изучаем историю технологий и взаимосвязи между наукой, техникой и бизнесом в данной технологической области, где неизменно возникает все тот же фундаментальный вопрос: какие альтернативные решения можно рассматривать  для двигательных и холодильных систем, работающих по циклу Стирлинга? Дмитрий провел целое исследование, изучив опыт разработки конструктивных решений для таких систем в разных странах мира и разных отраслях промышленности, т.е. на практике применил концепцию выбора технологического решения, которая и является главной темой моей книги. В настоящее время мы с Дмитрием работаем над статьей, в которую войдут результаты его диссертационной работы на соискание степени PhD, а также некоторые идеи из моей книги.

Сейчас я также работаю с аспирантом Георгием Клушиным, который занимается разработкой  модульных конструкций высокотехнологичных продуктов и изучает возможные способы защиты прав интеллектуальной собственности в отношении этих разработок. Мы вместе пытаемся понять, как лучше всего патентовать модульные продукты. Для этого мы определяем технологические особенности конструкции модульного продукта, которые следует включить в патентную заявку с целью максимизации ценности патентного портфеля компании. Я снова возвращаюсь к своей книге, где речь идет о выборе из нескольких вариантов конструктивных решений, поскольку от выбора конкретного варианта технологии зависит и выбор стратегии защиты прав интеллектуально собственности. Студентам Сколтеха следует создавать оригинальные с научной точки зрения решения, которые затем можно было бы реализовать в конкретных технологиях, имеющих потенциал практических применений в любой стране мира. Я учу студентов анализировать возможности защиты прав интеллектуальной собственности не в конце исследования, а в самом начале. Только так они смогут убедиться, что их разработка действительно представляет собой что-то новое, а не является повторением сделанного ранее кем-то другим. Я также объясняю им, как защищать свои идеи правами интеллектуальной собственности, чтобы впоследствии создавать на их основе проекты, способные составить достойную конкуренцию другим разработкам на международном рынке.

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK