Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Курс «Technology Entrepreneurship: Advanced» в Сколтехе «потребовал выйти из “зоны комфорта”»

Завершился курс профессора Алексея Николаева по технологическому предпринимательству «Technology Entrepreneurship: Advanced» в Сколтехе. Завершающим аккордом стал DEMO DAY 2020, на котором студенческие команды представили собственные стартапы перед менторами и экспертами индустрии. Курс и DEMO DAY в этом году прошли в онлайн-режиме.

snimok-ekrana-2020-06-10-v-17-23-34

DEMO DAY 2020 начался с напутствия в формате видеосообщения участникам курса от американского предпринимателя, популяризатора подхода «обучения действием» в предпринимательском образовании Стива Бланка. «Стартапы принципиально отличаются от уже существующих бизнесов. Устоявшиеся компании работают с известными рынками и продуктами в рамках своих планов и подтвержденных бизнес-моделей. Стартапы же стремятся сделать новый продукт для нового рынка, они должны найти свою бизнес-модель. Для этого стартапы должны применить «развитие клиентов», т.е. «выйти из здания» и, общаясь с реальными клиентами, провести поиск масштабируемой бизнес-модели. Поиск ключевое слово, характеризующее перспективный стартап и отличающее его от устоявшегося бизнеса», – рассказал Бланк. Именно этому – общению с реальными клиентами и экспертами индустрии, проведению поиска работающей и масштабируемой бизнес-модели, созданию стартапов на базе реальных фактов о специфике отрасли и потребностях рынка – и был посвящен курс «Technology Entrepreneurship: Advanced»

В рамках четвертого модуля семь студенческих команд выступили с презентациями своих проектов: WTFbook.ru – проект рекомендательного книжного сервиса, Cyclop – проект нового волоконного лазера, IndoorNavigation – проект программы по навигации и нетворкинга на выставках, SpeakApp – программа подготовки к выступлениям, CubeTest – платформа для поиска оборудования для тестирования космического и авиационного оборудования, XreadyLab – проект виртуальных естественно-научных лабораторий и Trekking In Himalayas – программа по организации треккинга в Гималаях. Команды, которые работали в течение шести недель при поддержке менторов, провели исследования рынка, выявили целевые аудитории для продукта и их потребности, сформулировали идеи концептов новых продуктов и сервисов.

В этом году менторами и экспертами стали: Дмитрий Кулиш (профессор, руководитель «Мастерской инноваций», Сколтех), Елена Соколова (Сколтех), Максим Денисов (основатель, Bumbtech.com), Наталья Чернышева (директор по акселерации кластера Промтех, Фонд «Сколково»), Иван Косенков (проектный менеджер, Фонд «Сколково»), Георгий Клушин (Сколтех), Юрий Гладуш (Сколтех), Анна Бакунова (Intel), Кимберли Юнг (MIT), Зоухейр Фаталлах (основатель, Sippyme.com), Антон Кротов (Skyeng), Людмила Павлова (основательница, TimePad), Ваге Таамазян (основатель, Sizolution), Михаил Ерман (директор, HSE Inc.), Игорь Калошин (бизнес-ангел, партнер smarthub.vc), Сергей Митрофанов (основатель, Mitrofanov & partners).

После каждого выступления менторы и эксперты индустрии давали комментарии и советы студентам по проектам. Особо они отмечали хороший прогресс в области изучения клиентских потребностей.

Наталья Чернышева, директор по акселерации кластера передовых производственных технологий Фонда «Сколково»: «Формат курса очень классный, он позволяет студентам приоткрыть дверь в технологическое предпринимательство: научиться искать запросы реальных потребителей, тестировать рыночные гипотезы и прототипы продукта, считать экономику проекта и формировать рабочие бизнес-модели.

От удаленного формата, на мой взгляд, курс в этом году не пострадал: с помощью современных инструментов удалось выстроить эффективную коммуникацию внутри команд с преподавателями и менторами, с участниками рынков. С учетом рисков повторения эпидемиологических кризисов – это более чем полезный и актуальный навык для всех.

Проекты, представленные студентами, были очень разными: от высокотехнологичного проекта волоконного лазера Cyclop до рекомендательного книжного сервиса WTFbook.ru, однако все проекты очень интересны и имеют шансы стать полноценными компаниями. А мы в Фонде «Сколково» поможем им в этом».

Студенты, которые отнеслись к проектам со всей серьезностью, высоко оценили возможность работать с высококомпетентными менторами и экспертами.

Дмитрий Крылов, один из создателей WTFbook: «Радует, что профессор Алексей Николаев старается сделать курс максимально полезным для студентов и постоянно спрашивает, что бы мы хотели получить от курса и дает нам регулярную обратную связь. Менторы нам тоже очень сильно помогали в процессе работы над проектами: получилось очень продуктивно поработать и получить неплохой результат. Мы проинтервьюировали очень многих людей в ходе работы, и видно, что большому количеству людей понравился наш сервис».

Антон Божедаров, участник команды SpeakApp, отмечает: «Мне Demo Day очень понравился. Было много гостей, причем не только профессоров Сколтеха, но также представителей венчурных компаний, не только московских, но также и зарубежных, что было очень здорово. Еще мне очень понравилось видеообращение Стива Бланка, посвященное нашему курсу. Стив Бланк ​был одним из идейных вдохновителей всего курса, так что было очень приятно его услышать. Cчитаю, что Алексей Николаев проделал огромную работу по привлечению таких именитых людей к нашему курсу, и это было очень здорово».

snimok-ekrana-2020-06-10-v-17-26-02

Ключевые полезные особенности курса – это тренировка умения разрабатывать, эффективно презентовать проект, общаться с партнерами, клиентами. Возможность поработать с коллегами из других образовательных программ Сколтеха – все это соответствует формату «обучения действием», способствует быстрому и эффективному приобретению актуальных и реально востребованных знаний, навыков и умений.

Профессор Алексей Николаев, из Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха, отмечает отличные результаты команд: «В данном курсе мы стремились показать реальное содержание и определение понятия “стартап”. Стартап – это временная организация, созданная с целью поиска повторяющейся и масштабируемой бизнес-модели. Наш курс позволяет увести проекты от столь часто встречающего имитационного подхода и построения ничем не подтвержденных бизнес-планов. Поиск потенциальных клиентов, реальное живое общение с ними, понимание ошибочности многих исходных гипотез – все это потребовало от проектов значительных усилий и выхода «из зоны комфорта». В итоге, несмотря на условия самоизоляции, студентами курса было проведено около 200 онлайн- и телефонных интервью с клиентами, экспертами отрасли и другими участниками рынка. Это привело к тому, что практически все проекты значительно поменяли свои исходные гипотезы о целевом рынке, продукте, бизнес-модели, провели поиск и конвертировали свои «стартап-надежды» в подтвержденное знание о запросе клиентов и структуре своего будущего бизнеса. Этот опыт правильно поставленного предпринимательского процесса, безусловно, пригодится студентам как в развитии их проектов с курса, так и в любой дальнейшей профессиональной деятельности».

Справка

«Technology Entrepreneurship Advanced» — это заключительный курс из серии курсов, посвященных созданию успешных продуктов и сервисов на базе технологий: Technology Entrepreneurship Foundation and Product Innovation. На курс можно записаться только командой. В течение двух месяцев, опираясь на знания из курса лекций, студенты прошли путь от исходной бизнес-идеи до создания концепции «идеального» востребованного продукта и подготовили заявки в фонд «Сколково» и акселерационные программы.

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK