Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

«Традиционная система патентования отмирает»: на форуме «Открытые инновации» обсудили коммерциализацию результатов R&D

Российской прикладной науке и экосистеме инноваций нужно перестать работать в «парадигме XX века» с верховенством патентов и модернизировать представления о принципах защиты интеллектуальной собственности, заявил ректор Сколтеха Александр Кулешов, выступая на сессии «Целеполагание для науки. Роль и место R&D в современной экономике» форума «Открытые инновации».

snimok-ekrana-2020-10-23-v-10-10-43

«Сегодня страна живет в парадигме, в области патентного права, первой половины XX века, а может, даже XIX века, мы все живем в парадигме иголки Зингера: запатентовали дырочку в конце иголки, и вся швейная промышленность наша. Мир страшно изменился, давно изменился, а мы живем в той же парадигме», — сказал Кулешов в докладе на сессии о взаимопроникновении науки и бизнеса, организаторами которой выступили Фонд Сколково, Министерство науки и высшего образования и Томский политехнический университет.

Он подчеркнул слабость российских патентов с точки зрения защиты прав на интеллектуальную собственность и назвал абсолютизацию патентов, которая на данный момент господствует в российской сфере R&D, «графоманством». По словам Кулешова, весь мир постепенно переходит от традиционной системы патентования, которая, в частности, открывает путь для конкурентов к эксплуатации плохо защищенных технологий, к режиму коммерческой тайны и к системе, похожей на систему препринтов в научных журналах, например, WIPO PROOF.

«Классическая патентная служба в традиционном смысле потихоньку отмирает, и мы должны это понять и к этому приспособиться», — заключил ректор Сколтеха.

snimok-ekrana-2020-10-23-v-10-11-18

В свою очередь, замминистра науки и высшего образования Сергей Люлин, выступая на сессии, назвал развитие инноваций в стране серьезным шагом к диверсификации экономики, обеспечивающим конкурентоспособность страны, но подчеркнул, что без сильного прикладного компонента национальная наука останется лишь «игрушкой для ума». «На одних фундаментальных исследованиях новую экономику не построить, хотя и без них ей не быть», — сказал Люлин.

При этом, по словам замминистра, актуальной остается проблема создания материально-технологической базы для внедрения результатов исследовательской деятельности в отраслевой науке, сильно пострадавшей после распада СССР. Кроме того, Люлин отметил нехватку кадров для новых отраслей, задач и «переводчиков», людей, необходимых для трансфера технологий, так как «ученые и представители промышленности, крупного бизнеса говорят на разных языках». Министерство, по его словам, поддерживает создание в России сети из не менее 35 центров трансфера технологий для решения этих проблем.

Замминистра также поддержал идею отказа от опоры на валовое количество патентов как неудачную метрику эффективности коммерциализации результатов R&D, добавив, что нужно говорить о готовности, восприимчивости бизнеса к инновациям, «тогда и жизнь патентов будет другой».

Генеральный директор НИОСТ/руководитель функции «Исследования и разработки» СИБУР Сергей Тутов, говоря о позиции крупного бизнеса, подчеркнул, что для понимания того, в каких научных исследованиях нуждаются индустриальные партнеры, необходимо знание рынка и понимание потребностей клиентов.

«Не понимая того, как продукт будет применяться, и истинной ценности того, что мы несем клиенту, что нужно клиенту и как этим управлять, сформировать фундаментальный заказ для науки практически невозможно», — сказал Тутов.

По его словам, еще 5-7 лет назад разговор научного сообщества с компанией «был похож, скорее, на разговор слепого с глухим», в частности, потому что компания не понимала, как многочисленные научные разработки могут найти применение на рынке. «С момента, как мы начали системно инвестировать в инфраструктуру и в систему прикладного R&D, мы сейчас гораздо лучше понимаем и потребность рынка, и то, где может быть добавленная стоимость и как ее извлекать, и, самое главное, чего нам не хватает в исследованиях по цепочке до, чтобы в инкрементальных прикладных разработках быть успешными»,— сказал представитель СИБУР.

Тутов отметил, что сейчас компании готовы финансировать и брать ответственность за коммерциализацию разработок на уровне технологической готовности (TRL) выше 5, тогда как, по его словам, большинство существующих инструментов поддержки науки и участия индустриальных партнера подразумевают монетизацию без какой-либо привязки к TRL.

Врио ректора ТПУ Андрей Яковлев в своем докладе о моделях коммерциализации результатов исследовательской деятельности, в частности, отметил, что сейчас образовательный цикл университета стал сопоставим с циклом жизни компании, и продление последнего, по его словам, возможно только при схеме «партнер-партнер», а не «заказчик-подрядчик». «Само время диктует нам, что мы должны объединять исследовательский процесс и хоздоговорную деятельность, а это переход к другой форме взаимодействия», — сказал Яковлев. Он также предложил организовать сотрудничество Миннауки, Фонда Сколково и рабочей группы ректоров университетов и представителей исследовательских институтов, которая недавно оценила барьеры и риски на пути коммерциализации результатов R&D.

В сессии также принимали участие директор Europe Desk Израильского управления инноваций Нета Грубер, рассказавшая о работе управления по поддержке исследований и разработок в стартапах, и ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев, который говорил об инновационных проектах университета. Модерировал сессию директор по науке технологиям и образованию Фонда Сколково Александр Фертман.

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK