Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Ректоры ведущих российских вузов обсудили на Гайдаровском форуме сотрудничество и роли университетов

Ïîäãîòîâêà ê ïðîâåäåíèþ Ãàéäàðîâñêîãî ôîðóìà "Ðîññèÿ è ìèð ïîñëå ïàíäåìèè"

Ведущим российским вузам необходимо сотрудничество, в частности, для сохранения академических свобод и развития университетской культуры, считает ректор Сколковского института науки и технологий, академик РАН Александр Кулешов.

«В Советском Союзе, в России — может быть, это национальная черта или наследие коммунизма, не могу сказать — любые кооперационные схемы всегда или почти всегда заканчивались ничем. Каждый стремится создать свой маленький огородик, чтобы у меня было всё и чтобы к этому никто больше не лез… Конечно, надо это разрушать, безусловно, кооперация [вузов] совершенно необходима», — заявил Кулешов на экспертной дискуссии «Университет в эпоху перемен: вклад университета в развитие города, региона, страны» в рамках Гайдаровского форума.

Подготовка к проведению Гайдаровского форума "Россия и мир после пандемии"

В рамках обсуждения, посвященного измерению и оценке вклада университета в экономическое и социальное развитие, ректор Сколтеха, в частности, отметил, что согласен с популярной идеей о том, что любая экономика успешна ровной в той степени, в какой она обеспечивает самореализацию талантов.

«Конечно, KPI — это очень важная вещь, если они не квантифицированы, мы никак не можем судить об успешности университета. В этом смысле я говорю как бюрократ, действительно нужны какие-то числа, это неизбежно, и мы к этому стремимся, но можно ли все оценить в баллах? <…> Для нас очень важно задать себе вопрос: а вот у нас сейчас наше образование как ключевой элемент системы самореализации талантов соответствует этому критерию? Я думаю, что мы все понимаем, что нет», — сказал Кулешов.

«Нужно думать прежде всего в этих терминах. Очень важно количество стартапов, объем привлекаемых инвестиций, количество статей — все это важно, но все это вторично, потому что база — это обеспечение самореализации талантов», — добавил академик.
Кулешов подчеркнул ключевую роль академических свобод и особой университетской культуры в этом процессе реализации талантов. «В неволе соловьи не поют», — заключил ректор Сколтеха.

Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов также подчеркнул, что академические партнерства ведущих вузов служат общей цели максимальной самореализации их студентов и сохранения академических свобод — это он назвал общим «ДНК» вузов-партнеров.
Ректор РЭШ также отметил, что экономический эффект университетов, которые не только предоставляют образование, но и генерируют и внедряют в практику новое знание, в современной экономике знаний сложно переоценить, однако и роль, которую играют университеты, постоянно усложняется.

«С точки зрения оценки таких многовекторных университетов модели становятся все сложнее и сложнее, потому что они пытаются ухватить все эти разные направления», — сказал Ениколопов.

Вадим Волков, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, добавил, что в последние десятилетия государства и бизнес пытаются «приземлить» университеты, которые всегда были изолированной от общества «вещью не от мира сего», где люди «производят высокое». По мнению Волкова, на университеты пытаются возложить функции экономического роста, ответственность за коммерциализацию производимых им идей: «докажи свою пользу, участвуй в жизни города, региона, страны и так далее — это не то, что идет от университета, это не его амбиция».

Волков подчеркнул, что для получения социально-экономических эффектов от работы университета для региона или страны в целом университет «должен сам быть способен к инновациям внутри себя». Это может проявляться в гибкости системы управления, академических свободах, отсутствии излишних ограничений и стандартов и наличии необходимой инфраструктуры.

Ректор ЕУ также назвал современный университет «местом кристаллизации новых сообществ», способным стать пространством для коммуникации представителей разных отраслей, говорящих на разных языках. При этом в изоляции отдельные университеты не всегда способны достигать этих целей — «университеты гораздо сильнее, когда они находят комплементарные сферы», отметил Волков.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев отметил, что регулятор отрасли сейчас видит одной из своих первостепенных задач создание методики измерения вклада университетов, основанной на экспертных оценках и репутации, а не только на административных показателях.

«Вопрос единой линейки, единой мерки — конечно, задача, требующая очень серьезного обсуждения. И здесь вопрос в том, как появится та мерка — а она очень нужна, потому что чем больше мы получаем вложений государства, общества, частных вложений в систему высшего образования и науки, тем более громко будут звучать голоса об отдаче», — сказал Афанасьев.

«Сегодня направление поиска министерства — это переход от административно-оценочных, критериальных и очень простых систем оценки к вещам репутационным», — заявил замминистра.

Афанасьев добавил, что подобный инструмент оценки сейчас создается в рамках работы над новой программой развития вузов «Приоритет 2030», где министерство ведет диалог с вузами об индикаторах для этого инструмента.
Дискуссию модерировал ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) Сергей Зуев.

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Share on VK