Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Ученые и гроссмейстеры обсудили ИИ в шахматах на полях Кубка мира ФИДЕ 2021

На площадке Кубка мира ФИДЕ 2021 в Красной Поляне состоялась встреча «Шахматы и искусственный интеллект» (Chess & AI), в которой приняли участие профессиональные шахматисты и специалисты по машинному обучению. Участники встречи обсудили последние достижения в области шахматных технологий и их значение для шахматного сообщества. Встреча проходила в смешанном онлайн/оффлайн-формате и транслировалась в прямом эфире на YouTube.

 
5v4a1557eteri_kublas

Фото: FIDE World Cup 2021, Этери Кублашвили (с)

Встречу открыла научный сотрудник Сколтеха Юлия Гусак, которая выступила с кратким приветственным словом и модерировала мероприятие. Юлия рассказала о том, как у нее возникла идея организовать такое событие, и выразила надежду, что подобные собрания станут доброй традицией.

Это уникальное мероприятие стало возможным во многом благодаря участию исполнительного директора Федерации шахмат России Марка Глуховского. В своем выступлении он отметил, что за всю историю шахмат, которая насчитывает около 500 лет, правила этой увлекательной игры, претендующей на звание самой популярной интеллектуальной игры в мире, не изменились. Как сказал Марк Глуховский, в прошлом умение играть в шахматы считалось отличительным признаком военно-стратегического мышления, однако так как шахматы – это игра с открытой информацией, по его мнению, проводить аналогию между шахматами и военной стратегией не вполне корректно. Глуховский упомянул и о других важных этапах в истории шахмат, в частности, о появлении шахматных движков, основанных на технологиях искусственного интеллекта. По его словам, именно возможность самообучения, которой не было у алгоритмов на основе просчета вариантов, обеспечила такой невероятный прорыв в развитии шахматных технологий.

img-20210802-wa0005

Специалисты по машинному обучению Ульрих Паке и Ненад Томашев, представляющие компанию DeepMind – разработчика компьютерной программы AlphaZero, рассказали о своей работе по исследованию возможностей этой программы, которая обладает уникальной способностью учиться на собственном опыте и достигать уровня, на котором она успешно проходит тест Тьюринга. Ульрих Паке объяснил принципы работы программы, а затем Ненад Томашев рассказал об исследованиях с использованием AlphaZero. Ученые совместно с выдающимся российским шахматистом Владимиром Крамником использовали эту программу для исследования альтернативных шахматных правил, включая игру в шахматы без рокировки и даже более экзотические варианты, например, правила, допускающие захват собственных фигур, а также влияние новых правил на баланс сил на доске и динамику игры. 

После выступлений спикеров состоялась дискуссия, к которой присоединился Питер Хайне Нильсен − шахматный гроссмейстер, тренер действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена. Он отметил, что разработчики склонны чрезмерно наделять компьютер человеческими качествами и, что весьма любопытно, ошибочно приписывать человеческому мозгу качества искусственного интеллекта. Рассуждая о возможности столь же серьезного технологического прорыва в шахматном ИИ, как и в случае с AlphaZero, Нильсен задался вопросом: «Что будет, когда появятся квантовые компьютеры? Может быть, наступит время, когда в сравнении с квантовым монстром программа AlphaZero покажется детской игрушкой?».

Ученые из Сколтеха Сергей Рыкованов и Юрий Шкандыбин рассказали о решениях в области шахматного ИИ, используемых в институте на суперкомпьютере «Жорес», на котором установлен основной шахматный движок Stockfish с программой Leela. Основной принцип работы аналогичен тому, что используется в программе AlphaZero. Исследователи также рассказали о том, как суперкомпьютер «Жорес» использовался для тренировок ведущего российского шахматиста Яна Непомнящего.

В ходе последующей дискуссии Ульрих Паке затронул актуальный вопрос о необходимости «вносить в систему самообучения ровно столько шума, сколько нужно программе для обучения на собственных серьезных ошибках». При этом такую систему можно масштабировать, увеличивая количество одновременно играемых партий до 30. Если же все 30 партий окажутся абсолютно идентичными, для целей обучения такой результат окажется полностью бесполезным. Здесь очень важно найти правильный баланс», − добавил он.

snimok-ekrana-2021-08-02-v-14-04-47

Как отметил Петер Хейне Нильсен, существует мнение, что с развитием шахматных технологий шахматы могут перейти из категории «атлетического» спорта в разряд таких видов спорта, как мото- или автоспорт. Парируя эти рассуждения, он подчеркнул, что ИИ уже широко используется в футболе, бейсболе и баскетболе для выработки стратегии игры и выявления слабых мест и потенциальных решений, которые раньше ускользали от внимания тренеров.

Источник: http://worldcup.fide.com/news

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK