Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Ментор Innovation Workshop о предпринимательском мышлении: «За этим они и пришли в Сколтех»

Ментор Innovation Workshop Ирина Мухина — специалист в области инновационного образования, искусственного интеллекта для небольших компаний, архитектуры данных и культурного кода. Она работала во многих корпорациях, а затем основала Образовательный центр искусства и науки iERACUS, который, по её мнению, близок по духу Мастерской инноваций Сколтеха. Мы поговорили с Ириной о предпринимательском мышлении, творчестве в науке и «роботизации» студентов, а также о том, что личностное развитие, увлечённость своим делом и умение работать в команде гораздо важнее, чем стремление быстро получить прибыль.

snimok-ekrana-2021-11-16-v-14-48-02

— Что вы думаете о формате Innovation Workshop?

— Я здесь впервые увидела, как в реальной ситуации бизнес-образование способно коренным образом изменить концепцию мотивирования активности и инициативности студентов и мне эта идея пришлась по душе. Работая в корпоративной среде в качестве руководителя проектов или менеджера по интеграции, я привыкла объединять людей в команды для решения конкретной задачи по заказу компании. А на Innovation Workshop я впервые столкнулась с ситуацией, когда для решения задачи формируется команда студентов, ещё незнакомых друг с другом и пришедших из разных институтов.

— Как вы считаете, целесообразно ли проводить такие мероприятия для первокурсников?

— Я думаю, что в таких мероприятиях главное не возраст участников, а то, на каком этапе своего развития они находятся. Желание заняться предпринимательством может возникнуть у человека в любом возрасте, а чтобы стать настоящим предпринимателем, необходимо изменить своё мышление. В этом смысле Innovation Workshop как раз даёт возможность переключить ментальные подходы к образованию с научно-исследовательской на предпринимательскую модель; не всем это по силам.

Если студенты обучались по академической системе, изучали разные предметы по своей специальности, то любую задачу они будут решать, используя полученных в аудитории знаний (причём с акцентом на самостоятельную работу). Совсем другое дело — подготовка будущих предпринимателей: здесь нужно на практике осваивать новые подходы и навыки, а оценка и присвоение квалификации зависят от того, насколько успешно студент проходит путь от своей первоначальной идеи до создания стартапа. Это новая, непривычная для студентов форма обучения, и именно за этим, я надеюсь, они и пришли в Сколтех. Оказавшись на Innovation Workshop уже в первый месяц обучения в магистратуре, студент чувствует, что у него начинается новая жизнь, и это не такая жизнь, которой можно научить.

Поначалу многие студенты с сомнением отнеслись к самой идее Innovation Workshop. Они говорили, что у них пока недостаточно знаний, чтобы стать инноваторами и предпринимателями. Дескать, лучше было бы провести Innovation Workshop в конце второго года обучения. У нас было немало дискуссий на эту тему, и я объясняла студентам, что им представилась уникальная возможность использовать эти четыре недели, чтобы активно поработать в команде над идеей и, возможно, подготовить на будущее задел для успешного стартапа. И у многих это вызвало положительный отклик.

Мне кажется, что самое главное для студентов — сконцентрироваться на поставленной задаче, направив все свои усилия, время и энергию на её решение; сказать самому себе: «Я хочу стать успешным предпринимателем, и для этого надо практиковаться. Пусть не всё будет сразу получаться идеально, но я своего добьюсь». В целом для будущего предпринимателя главное — не объём знаний, а то, что я называю «уровнем зрелости» — иначе говоря, готовность брать на себя ответственность за свою жизнь.

snimok-ekrana-2021-11-16-v-14-45-46

— Как вы помогали студентам переключиться на новую форму обучения с уклоном в предпринимательство?

— Я не «учила» студентов в прямом смысле этого слова, а скорее выполняла роль посредника, помогая им найти и использовать правильную терминологию для командного общения, нужную чтобы чётко формулировать проблемы, задавать вопросы и обсуждать дальнейшие шаги. В академическом образовании не всегда учат работе в команде, правильному распределению ролей и какого именно ингредиента успеха недостаёт. Я считаю, что ключ к успеху команды — это не столько идея и её востребованность на рынке, сколько сильный командный дух, синергия и умение выражать свои мысли, понимать, поддерживать и дополнять друг друга. Всё это в совокупности рождает «энергию успеха».

Пожалуй, не всем удастся за несколько месяцев довести свой проект до уровня готового коммерческого продукта, но, заглядывая вперед, я сформулировала свою задачу так: помочь студентам понять, что, если они готовы и дальше работать, оставаясь верными своей команде и общей идее, то они смогут достигнуть трёх целей. Во-первых, стать практическими специалистами в выбранной области: программировании, маркетинге, сборе клиентских отзывов и т. д. Во-вторых, воспользоваться уникальной возможностью, чтобы вырасти над индивидуальным и сформировать командный дух. И, в-третьих, возможно реализовать результаты работы на Innovation Workshop в виде рыночного продукта. Мой заключительный вопрос к студентам всегда звучал так: «Хотели бы вы, чтобы ваша идея воплотилась в реальном продукте, даже если для этого потребуется больше месяца?» И мне нравилось, когда они отвечали «да». Я понимала, что такая команда сохранится и продолжит работу даже после окончания мастерской.

— Видите ли вы разницу между студентами Сколтеха и студентами других университетов, в которых вам довелось работать?

— Да, здесь студенты совершенно другие. Когда я работала со стажёрами в североамериканских корпорациях, я замечала, что они во всём полагались на рецепты преподавателей, а не на учебники и теоретические знания. Например, когда я как статистик просила предоставить мне данные, которые они использовали в кластерном анализе, они всегда приводили в качестве примера задачи, которые решали с конкретным преподавателем. А всё потому, что они получили не теоретические знания, а рецепт решения конкретной задачи. Здесь я наблюдаю совсем другую картину: уже по тому, как студенты берутся за решение задачи, видно, что они обучались в системе, требующей от них усвоения и применения фундаментальных знаний. Так как здесь много студентов физиков и математиков, то мне легче общаться с ними на одном языке, поскольку все мы вышли из классической системы образования и она по-прежнему неплохо работает. Я считаю, что это очень важно. Система «рецептов» устроена по-другому: студентам говорят, как делать, но не объясняют, почему именно так, и не учат их доказывать правильность решений.

tim_4361

— Какое место занимает Innovation Workshop на континууме «рецепт — теория»?

— Существует три способа обучения. Первый — дать «рецепт», объясняя, как нужно действовать, решать задачи, применять шаблоны. Здесь ключевое слово — «как». Второй способ, который в основном практиковали в бывшем Советском Союзе, — дать теорию, привести доказательства теорем, объяснить аксиомы, разобрать доказательства теоретических задач и т. д. В Северной Америке доказательствам не учат. Наконец, третий способ — самый трудоёмкий, но, на мой взгляд, в наше время наиболее актуальный: самостоятельное решение конкретных задач. Вы формулируете задачу и предлагаете студентам её решить, предварительно дав им теоретическую подготовку. Студенты должны выдвинуть свою гипотезу и найти способ её проверить, чтобы затем подтвердить или опровергнуть её. Я считаю, что Innovation Workshop — идеальная площадка именно для решения задач.

За четыре недели курса нужно убедить студентов в том, что они действительно могут стать теми, на кого они пришли учиться в Сколтех, что они обладают необходимыми ресурсами; вдохнуть в них энтузиазм и веру в свои способности и в командную работу. Наверное, студенты считают, что на Innovation Workshop им предстоит научиться всему этому, но я думаю иначе. На самом деле они приходят сюда, чтобы свои способности и умения применить на практике. Стоит только немного подумать, и они наверняка вспомнят, как когда-то в жизни вместе с друзьями смогли реализовать какую-то свою идею и превратили её в проект или мероприятие. Например, это могла быть идея устроить праздник или провести КВН, сделать своими руками подарок или собрать семейный альбом. Чтобы любое из этого осуществить, надо было тщательно подготовиться и продумать всё до мелочей.

Если вам в голову пришла интересная идея, подумайте, как сделать из неё продукт, который понравится другим людям. Не факт, что вам удастся на этом заработать, но это уже совсем другая история. Прежде всего, нужно гореть желанием что-либо создать, заставить себя поверить в свои силы и довести дело до конца. Обладать набором необходимых навыков и проявлять активность в работе недостаточно. Важно взять на себя ответственность за проект. К сожалению, на Innovation Workshop я вижу, что некоторые студенты проявляют нерешительность, рассуждая так: «У меня впереди ещё два года учебы, и за это время я наверняка узнаю много нового, необходимого. И вот тогда, к концу обучения, я смогу добиться большего». Не могу с этим согласиться. Я считаю, что студенту можно уже сейчас выбрать идею, поставить задачу и последовательно работать над её решением и, главное, верить в свои силы.

— Какие проекты запомнились вам больше всего?

— Первую неделю я работала с командой, которая занималась аквариумом для дафний. Этот проект вполне мог бы использоваться в качестве учебного пособия в школах на уроках биологии. Одна студентка из команды, имеющая опыт преподавания, сильно сомневалась, что школьные учителя пойдут на такой смелый эксперимент.

Потом мы поговорили о том, как научить школьников проводить эксперименты. Это важная и полезная тема, и в школах этому пока не учат. Если в кабинете биологии есть аквариум, можно, например, добавить в воду соль или что-то ещё и посмотреть, как на это отреагирует популяция дафний. Я предложила студентам: «Вам нужно просто описать общую идею эксперимента и объяснить, какие факторы нужно учитывать и на каких уровнях их менять». Обсуждая план создания своего учебного комплекса, студенты говорили о том, как его можно использовать для планирования экспериментов, а это — очень ценный навык для учёного в любой научной области.

Мы обсуждали, что нужно, чтобы школьники усвоили на всю жизнь, что в реальной науке экспериментатор должен творчески подходить к задаче и уметь выдвигать гипотезы. Предположим, мы запускаем в аквариум пять дафний и планируем к концу недели довести их число, например, до 10. Мы меняем концентрацию такой-то добавки, контролируем такую-то переменную и наблюдаем, как это влияет на количество. Выполняя эксперимент, школьников важно учить не столько пошаговому протоколу, сколько творческому мышлению, чтобы они поняли, что в их мозгу происходит удивительный интуитивный процесс открытий и научных озарений, свойственный только человеку.

irina_muhina_d_compressed

— Это уже совсем не похоже на обучение по принципу «рецептов».

— Конечно, не похоже. Я всегда говорю: «Соблюдайте протокол, но старайтесь мыслить шире». Протоколы, алгоритмы, этапы, шаблоны — всё это под силу компьютерам, они для этого предназначены, но если мы позволяем детям с ранних лет много пользоваться гаджетами и прочими цифровыми технологиями, мы тем самым тренируем в них навык следования алгоритму, то есть учим шаблонам. Я же придерживаюсь той точки зрения, что начинать нужно с развития творческого мышления, и учить детей придумывать, генерировать самостоятельно разные гипотезы — это самое главное. Если человек не тренируется самостоятельно мыслить, то мы скатываемся в тесты с готовыми вариантами ответа, заполнение пробелов в слове, кубики и пирамидки. Ученый не может и не должен быть заложником готовых рецептов или рабом эмпирических данных. Нам нужно учить детей спонтанности, сообразительности, смекалке, иначе вырастает Homo digitalis, которого научили жить как робота, по инструкциям, правилам и протоколам. Миру нужны люди творческие, открытые новым идеям и подходам, а данные эксперимента нужны только для того, чтобы с их помощью проверять наши гипотезы. Но сейчас ситуация, увы, меняется на обратную: человек постепенно превращается в часть компьютера. Среди молодёжи таких в последнее время всё больше.

Обо всём этом я говорила студентам, чтобы научить их мыслить шире, смотреть на ситуацию с разных сторон. Они пришли на Innovation Workshop не для того, чтобы придумать новое приложение или провести эксперимент, а для того, чтобы расширить свой взгляд на мир, создать новые сообщества творцов для своих будущих сетевых продуктов. Говоря о роли и месте человека в науке, мы не должны забывать, что человека не заменят ни роботы, ни протоколы, ни приложения, хотя уже наметилась тенденция, когда люди, оказавшись в цифровой среде, начинают ощущать себя органичной частью этой среды. Но я убеждена, что мы не часть техносреды, живущая по протоколам, а мы живые творцы по образу и подобию и нам нужно развивать свои творческие и интеллектуальные способности и стремиться не к следованию чьим-то инструкциям, а к самостоятельному постижению мира.

 

Контакты:
Skoltech Communications
+7 (495) 280 14 81

Tweet about this on Twitter0Share on Facebook0Pin on Pinterest0Share on Tumblr0Share on VK