«Разговоры за жизнь» с ведущими биологами мира: Сколтех выпустил новую книгу

16 ноября в Сколтехе состоялась презентация книги «Разговоры за жизнь. Как устроены мы и жизнь вокруг нас» — цикла интервью с ведущими специалистами из области наук о жизни. Новое издание служит продолжением книжной серии Сколтеха, в которую входят «Математические прогулки» и «Математические прогулки+» (2017, 2022), «Физически это возможно» (2020). Третья книга стала красивым завершением большого медиапроекта, реализованным институтом в сотрудничестве с Российским научным фондом.

tim_6458

Презентация книги в Сколтехе. Автор: Тимур Сабиров

Открывает новое издание обращение к читателю ректора Сколтеха, академика РАН Александра Кулешова: «„Разговоры за жизнь“ — самая большая из трёх книг. Мы два года говорили с авторами, из этих бесед собрали книгу, которая включает в себя интервью как с мэтрами, так и с успешными молодыми учёными, ведь биология — очень быстро развивающаяся наука, наука молодых в большой степени. Изначально мы хотели делать эти книги интересными не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, в том числе и достаточно далёких от науки. На мой взгляд, читая эти интервью, ты прежде всего видишь автора, понимаешь (или думаешь, что понимаешь), как он мыслит, как приходят идеи, что такое работа в науке, отношения людей в науке, их понимание своей миссии».

Кто-то из героев медиапроекта изучает морских многощетинковых червей, кто-то — механизмы упаковки полутораметровой молекулы ДНК в микроскопическое клеточное ядро, а кто-то ищет новые подходы к лечению онкозаболеваний и ведёт врачебную практику — всего в книгу вошло 38 интервью и 2 фоторепортажа. Новое издание выпущено в издательстве «Паулсен», в ближайшее время новый сборник можно будет увидеть на книжных полках в ведущих книжных сетях страны или заказать на сайте издателя.

«Проект „Разговоры за жизнь“ — это уникальный шанс познакомиться с исследователями, которые связали свою судьбу с биологией. День за днём они решают сложнейшие задачи в самых разных областях: от молекулярной генетики до биоинформатики, от иммунологии до биомедицины, от зоологии до экологии, — отмечает в своём обращении к читателю директор РНФ Александр Хлунов. — Герои этой книги — не просто талантливые учёные, это люди, для которых научный поиск стал образом и смыслом жизни. На страницах издания они рассказывают о своём пути в науке, о победах и поражениях, делятся мыслями о будущем».

tim_6463

Ректор Сколтеха Александр Кулешов (слева) и директор РНФ Александр Хлунов (справа) с приветственными словами на презентации книги. Автор: Тимур Сабиров

Эстафету презентаций нового издания подхватило и книжное сообщество: в рамках программы предстоящей Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction№25 2 декабря состоится своеобразное продолжение «разговоров» — в формате открытого интервью пройдёт встреча с научным консультантом нового издания, одним из героев медиапроекта и автором ряда «разговоров», вице-президентом Сколтеха по биомедицинским исследованиям Михаилом Гельфандом.

«Герои интервью, учёные нескольких поколений, работают в самых разных областях, от новейших системной и эволюционной биологии до традиционных зоологии и ботаники, и все — на переднем крае. Но мне кажутся интересными даже не столько их рассказы о своих достижениях, сколько мысли о том, что происходит в биологии вообще и, шире, в мире, — обращается к читателю в новой книге профессор Гельфанд. — Хотя название книги было придумано ещё до того, как состоялось первое интервью, оказалось, что она полностью ему соответствует».

tim_6831

Старший преподаватель Центра молекулярной и клеточной биологии Сколтеха Екатерина Храмеева — один из героев книги — на автограф-сессии во время презентации. Автор: Тимур Сабиров

Для оформления новой книги творческая команда проекта решила найти новый стиль. Мягкая обложка и «открытый корешок» вместо академического твёрдого переплёта, рисованные в экспрессивной авторской технике портреты учёных и броское оформление обложки — визуальный язык книги буквально подчёркивает живую живость жизни.

«Каждый портрет я стремилась сделать цепляющим, исключительным, отражающим персональную страсть учёного к науке, — поясняет задумку художник проекта Мария Заикина. — Для обложки я решила перейти от фигуратива к абстракции и сделать композицию о жизни в её биологическом смысле. Я приглашаю зрителя, держащего книгу, ощутить величие жизни, глядя на броуновское движение форм, цветовых пятен и линий, летящих через пространство обложки. Обложку было решено выполнить в мягком переплёте с открытым корешком, скрепленным красными нитями. Нити похожи на кровеносную систему, проходящую через весь организм книги».

В онлайн-формате с интервью и фоторепортажами, вошедшими в новое издание, можно познакомиться на странице медиапроекта. В 2024 году организаторы готовят к выпуску «Разговоры за жизнь» на английском языке.