Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Договариваться нужно «на берегу»

Источник: www.eprussia.ru

В сентябре прошлого года, выступая на Восточном экономическом форуме, президент России Владимир Путин предложил начать реализацию проекта энергетического суперкольца, которое связало бы Россию, Китай, Южную Корею и Японию.

b8533aeef82ce6e67f9e7855fefc08c1

Глава государства подчеркнул, что наша страна готова предоставить партнерам конкурентную в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) цену на электроэнергию и зафиксировать ее на долгосрочный период.

Между тем, данная идея не нова: еще в 1998‑2000 годах с инициативой создания энергомоста выступало РАО «ЕЭС России». Тогда проект назывался «Азиатское суперкольцо», а его стоимость оценивалась в 5,6 млрд долларов.

Учитывая, что сегодня ситуация на энергетических рынках Азии меняется быстро (это, прежде всего, связано с развитием технологий), необходимо оперативно и в короткие сроки четко сформулировать концепцию интеграции в сети Азиатского региона.

Пока только разговоры и расчеты

Аналитики убеждены: одной из задач создания энергетического суперкольца могло бы стать задействование перетоков с целью обеспечить пиковые нагрузки при оптимизации использования мощностей между странами. В том же Китае уже создана развитая сеть энергетических коридоров.

Технологические аспекты присоединения к азиатскому суперкольцу специалисты обсудили на форуме «Открытые инновации».

– Проект энергетического суперкольца предполагает поэтапное соединение единой энергосистемы России и стран Северо-Восточной и Центральной Азии через систему гибких вставок в восточной части Российской Федерации, в том числе с энергосистемами Монголии, Казахстана, Китая, стран Корейского полуострова и Японии, – комментирует вице-президент по стратегии и связям с индустрией Сколковского института науки и технологий Алексей Пономарев.

По его словам, в процесс оценки самой идеи энергокольца активно включились другие государства: Южная Корея, Китай, Япония. Первоочередная задача – создание модели потенциальной энергоинтеграции в АТР – уже решена: модель сформирована, по ней ведутся расчеты. По сути, этот инструмент позволяет, варьируя различные исходные данные, произвести технические и экономические оценки относительно потенциала энергокольца.

– Кроме того, нам удалось создать площадку для регулярного обсуждения проблематики самого проекта, концепции энергокольца на базе нашего сколковского института: заинтересованные компании и представители всех профильных ведомств разных стран приезжают в Сколтех и лично обсуждают эти вопросы, – отметил господин Пономарев. – Работа продвигается, появляются разработки, мы фиксируем все больше вариантов и идей, но в то же время сегодня никто не делает даже предварительного технико-экономического обоснования проекта; пока все ограничивается разговорами и расчетами, производимыми, в том числе, исследовательскими группами отдельных компаний. В этом процессе активно участвует Корейская электроэнергетическая корпорация KEPCO, а китайцы, наоборот, менее активны. Уже сложилась система обмена данными и их оценки, что позволяет поддерживать и периодически обновлять информацию.

Россия, по словам эксперта, держит руку на пульсе, но ситуация осложняется тем, что отечественные компании наименее интегрированы в общий процесс.

Вице-президент компании АББ в России, член правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), руководитель рабочих групп по модернизации и по инновациям в Консультативном совете по иностранным инвестициям АЕБ Михаил Аким добавил: существуют различные прогнозы относительно интеграции России в этот процесс, однако не стоит забывать и о возможных рисках. Один из них состоит в том, что работа в этом направлении, возможно, будет затягиваться, поскольку ситуация в странах неоднородна. Например, Китай только в прошлом году ввел 30 ГВт ветряных мощностей и до 2020 года вполне может ввести еще 150‑200 ГВт.

– Это значит, что для создания конкурентной среды нам при необходимости придется вводить новые электрические мощности с привлекательными для рынка ценами за киловатт-час. Учитывая, что стоимость электроэнергии в Китае невысока, не исключен такой вариант развития событий, когда наш восточный сосед будет предлагать и поставлять энергию на рынки, которые потенциально могла бы охватить Россия, – заметил спикер.

Фантастика или реальность?

О шагах, которые могут быть предприняты для воплощения проекта энергетического суперкольца в ближайшие годы, говорил директор проекта «Восток» компании «En+ Group» Александр Сергеев.

– Японские партнеры – компания SoftBank, поставили перед нами задачу – к Олимпийским играм в Токио, которые пройдут в июле 2020 года, обеспечить им поставку 2 ГВт электроэнергии. На самом деле эти 2 ГВт не кажутся каким‑то фантастическим объемом. В настоящее время Россия поставляет на Восток 1600 МВт энергии, львиная доля которой – один гигаватт, идущий в Китай по трем линиям электропередачи 110, 220 и 500 кВ; кроме того, в не столь значительных объемах наша энергия поступает в Монголию и Казахстан, – отмечает эксперт. – Совместно с коллегами из Сколковского института науки и технологий мы проанализировали, как без дополнительных серьезных вложений обеспечить поставку энергии из России по конкурентной цене. Оказалось, это вполне реально.

Что касается Монголии, нужно произвести небольшую модернизацию линии электропередачи Селендума – Дархан, поставить автоматику, позволяющую увеличить переток по уже действующему сечению, которое не полностью загружено, и проложить дополнительный участок 220 кВт на территории Монголии от города Сайшанд до Улан-Батора, электрифицировав улан-баторскую железную дорогу. Таким образом, мы получим замкнутую сеть, которая позволит из Сибири через территорию Монголии поставлять 300 МВт в Китай. Аналогичная ситуация с Казахстаном: туда энергия уходит, но она пока не попадает в Поднебесную, поскольку не хватает двухсоткилометрового участка – линии 220 кВт на участке до железной дороги, идущей из Китая в Казахстан. Чтобы увеличить пропускную способность этой дороги, нужно ее электрифицировать. Электрифицируем дорогу – появится линия, по которой можно выдавать избытки мощности в Китай. Таким образом, к 2020 году мы сможем организовать поставку 1,6 ГВт электроэнергии на территорию Китая с минимальными вложениями, которые, к слову, наши компании совместно с партнерами из Казахстана и Монголии и так планируют сделать.

Господин Сергеев пояснил: японской стороне было предложено не тянуть выделенную линию в сторону Страны Восходящего Солнца, а посмотреть, где она могла бы состыковаться с соседом, Китаем, чтобы принять объем мощности, эквивалентный тому, который будет поставляться в Поднебесную. Так, возможен вариант соединения с Сахалином, но проблема в том, что на полуострове не хватает своей электроэнергии для транспортировки ее за пределы, а новую генерацию, может быть, за исключением ветряной, невозможно построить за три года.

Есть и другие варианты, например «зайти» на Курильские острова, тем более в Японии имеется колоссальный опыт строительства офшорных ветряных установок на островах, а прокладка кабелей на такие дистанции – не проблема.

– Япония лидирует среди азиатских стран по удельному вводу новых мощностей. Если посмотреть, сколько мощностей они вводят в год, очевидно, у них активно развивается возобновляемая энергетика, и сегодня, поскольку не хватает места на их территории, они думают над офшорными ветряками. Если установить не один ветряк, а целое поле, установки будут друг друга резервировать и удастся существенно опустить цену, – резюмировал выступающий.

Переложим нагрузку?

В ходе обсуждения технологических аспектов присоединения к азиатскому суперкольцу прозвучал один из тех неудобных вопросов, которые чаще остаются «за кадром»: поможет ли реализация такого масштабного проекта снизить тарифную нагрузку на российского потребителя?

Не секрет, что простой десятков гигаватт избыточных мощностей, существующих в нашей стране, сегодня оплачивается из кармана потребителя. Так, может быть, создание энергокольца позволит переложить нагрузку на азиатских потребителей? Пока этот вопрос остается без ответа. Между тем, заверила помощник главы Министерства по развитию Дальнего Востока Елена Горчакова, при рассмотрении всех сценариев, которые сейчас находятся в проработке, предполагается, что нагрузка на отечественных потребителей как минимум не повысится.

Госпожа Горчакова подтвердила: этот вопрос периодически поднимается, звучат опасения относительно того, что строительство новой генерации или сетей повлечет рост тарифа для дальневосточных потребителей, поскольку инвестиции нужно будет как‑то окупать, но этот сценарий, по словам помощника министра, не имеет ничего общего с действительностью.

– Конечно, нам хотелось бы снизить тарифную нагрузку на потребителей, но пока об этом говорить сложно, нужно смотреть реальные цифры, – заявила Елена Горчакова.

Надо сказать, иностранные спикеры, присутствовавшие на заседании, также поддержали инициативу создания энергетического суперкольца, что, по их мнению, поможет укрепить отношения между странами. При этом президент Alstom в России, Украине и Белоруссии Филипп Пегорье призвал коллег «на берегу», то есть до старта активной части проекта, обсудить все условия и разграничить ответственность.

Share on VK