Осознание того, что перспективы российской экономики не удастся и дальше связывать с экспортом одного лишь сырья, привело к созданию общей для страны концепции развития. Таким документом стала Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой обозначены большие вызовы – совокупность проблем, угроз и возможностей – и ответы на них. Актуальные вопросы кадрового обеспечения научно-технологического развития обсудили представители науки и власти на VII Всероссийском съезде Советов молодых учёных и специалистов, который проходил 30 ноября – 1 декабря в НИЯУ МИФИ.
Цель научно-технологического развития заключается в обеспечении независимости и конкурентоспособности страны за счёт создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Поэтому неслучайно, что главная тема съезда определена так: «Кадровый вызов для общества знаний». По результатам съезда совместными усилиями участников предполагается разработать механизмы, с помощью которых будет реализовываться Стратегия.
Руководитель Департамента приоритетных направлений науки и техники Управления по научно-образовательной политике Администрации Президента Российской Федерации Денис Секиринскийрассказал о месте Стратегии среди других документов. «Фактически, это единственный путь, по которому может двигаться наша страна. Поэтому документ по своей значимости, по своему статусу был приравнен к Стратегии национальной безопасности. Он носит надведомственный характер и обязателен для исполнения всеми органами государственной власти», – отметил он.
Кто будет обеспечивать реализацию Стратегии научно-технологического развития? «Большая часть того, что там писалось, писалось с прицелом на молодых, – сказал директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Салихов. – Красной нитью в Стратегии всегда шло то, что будет в 2035 году, и какую базу мы создадим для того, чтобы наука развивалась до 2035 года.
В этом смысле именно участие молодых людей в процессах, которые запускаются, очень критично. И не только с точки зрения каких-то, возможно, административных или управленческих позиций, но и с точки зрения того, что есть настоящая наука».
Заместитель Руководителя Федерального агентства научных организаций России Алексей Медведевподчеркнул важность эффективного взаимодействия администраторов, исследователей и предпринимателей. Также он сообщил, что ФАНО совместно с РАН работает над формированием кадрового резерва в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.
Ректор Сколтеха Александр Кулешов, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов и выдающийся химик Валентин Анаников как представители научно-образовательного сообщества осветили проблему «изнутри». Ректор НИЯУ МИФИ перечислил «простейшие» факторы, привлекающие и удерживающие молодых специалистов (зарплата, социальный пакет и интерес к работе).
«Основная проблема, на мой взгляд, которая есть и в вузах, и в учреждениях РАН, – это нестабильность. Нет такого ощущения, что «сейчас» будет и завтра, и послезавтра, то есть стабильности, которая есть в ведущих западных университетах.
Эта проблема препятствует наличию плотного потока молодых и талантливых исследователей. Но думаю, что рано или поздно это всё равно произойдёт», – сказал он.
Также Михаил Стриханов напомнил о проекте «5-100», в котором участвуют ведущие российские университеты, в частности, НИЯУ МИФИ. Ректор отметил, что «угнаться за ведущими университетами мира, развивающими эти практики многие десятки лет» непросто, но необходимо. Так как этот путь способствует привлечению к исследовательской деятельности нашей и иностранной молодёжи.
В свою очередь, Александр Кулешов заметил, что «механическое» перенесение западных норм и правил на нашу почву не эффективно.
«Студенты в американских университетах сами выбирают свои курсы, мы все это хорошо знаем. Та же практика, перенесённая на нашу почву, не всегда давала хороший результат.
Почему? По-видимому, причина здесь чисто ментальная», – рассуждает ректор Сколтеха. Дело в том, что в США обучение в университетах стоит дорого, и осознание этого подталкивает студента более ответственно и серьёзно относиться к процессу обучения.
Подводя итоги, модератор дискуссии, председатель правления фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» Владимир Княгинин отметил, что сформулированные большие вызовы – задачи для всей страны, а не только для сообщества. Успешность ответов на них будет зависеть от общей «самоорганизации, активности и стратегичности».