16-17 февраля в Сколтехе прошел модуль совместной программы Сколковского института науки и технологий и Национального исследовательского Томского политехнического университета по повышению квалификации руководителей и профессорско-преподавательского состава российских вузов «CDIO Академия»
Программа направлена на формирование компетенций руководителей и профессорско-преподавательского состава, реализующих основные образовательные программы высшего образования по техническим направлениям и специальностям, по эффективному применению международных стандартов CDIO для модернизации содержания и технологий инженерного образования.
Стандарты CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate) направлены на установление консенсуса между теорией и практикой в инженерном образовании. Основой модернизации инженерного образования согласно CDIO является подготовка студентов к комплексной инженерной деятельности, которая включает:
- изучение потребностей в продуктах инженерной деятельности и возможностей их удовлетворения, планирование производства продукции (Conceive),
- проектирование продуктов инженерной деятельности на дисциплинарной и междисциплинарной основе (Design),
- производство продуктов инженерной деятельности и их интеграция (Implement),
- применение продуктов инженерной деятельности, управление их жизненным циклом и утилизация (Operate).
Концепция CDIO в настоящее время реализуется в примерно 120 университетах мира. Инициаторами проекта были Массачусетский технологический институт (MIT, США) и ведущие технические университеты Швеции (KTH, Chalmers). С 2011 г. к CDIO Initiative присоединились и российские вузы.
«Программа обучения в Сколтехе и сами занятия строятся на принципах CDIO, а одна из задач Сколтеха – в той или иной степени влиять на развитие российских университетов, – рассказал Клеман Фортин, декан по образованию Сколтеха. – То, что Сколтех вместе с Томским политехническим университетом и другими вузами участвует в программе CDIO и ее развитии, значит, что мы вдохновляем и поощряем развитие качественно новой учебной программы и методологии инженерного образования в российских университетах. Для Сколтеха это важная задача, и мы находимся в самом сердце осуществления данной миссии».
«Программа «CDIO Академия» создана для того, чтобы способствовать модернизации инженерного образования, и на сегодняшний момент лучшего и более системного подхода пока нет. Этот подход необходимо развивать и, безусловно, адаптировать под разные уровни, например, магистратуру и аспирантуру, так как создан он в большей степени под бакалавриат, – поделился деталями программы Александр Чучалин, первый заместитель декана по образованию Сколтеха. – Кроме Сколтеха и Томского политехнического университета к разработке программы было привлечено еще несколько российских вузов, которые уже продвинулись в применении мировых практик и стандартов. Полагаю, что аудиторию программы обязательно нужно расширять, и сейчас Сколтех и Томский политехнический университет уже разрабатывают онлайн версию, чтобы привлечь еще большее количество преподавателей, менеджеров и т.д.».
«CDIO Академия» реализуется в течение 16 недель (академического семестра) в форме трех очных сессий и двух вебинаров с целью изучения лучших практик применения стандартов CDIO в российских и зарубежных университетах-участниках CDIO Initiative.
16-17 февраля в Сколтехе прошел заключительный модуль программы «Подготовка преподавателей к реализации концепции CDIO». Участники программы, в частности, получили теоретические и практические знания по развитию компетенций CDIO и повышению педагогического мастерства. Помимо теоретических и практических занятий была проведена презентация Сколтеха, а также ознакомительный тур по лабораториям института.
В ходе презентации Клеман Фортин рассказал участникам о деятельности Сколтеха, его задачах, а также применяемых подходах CDIO к организации образовательного процесса в институте. После чего Татьяна Петровская, заместитель декана по образованию Сколтеха, ознакомила участников программы с системой повышения квалификации и развития персонала в Сколтехе. Также преподаватели российских вузов посетили студенческую “Мастерскую”, Лабораторию робототехники и Лабораторию параллельной инженерии и проектирования Сколтеха, где руководители каждого из подразделений рассказали о практической деятельности профессоров и студентов, которая активно ведется по указанным направлениям.
«Образовательные программы Сколтеха предусматривают выполнение индивидуальных и коллективных проектов на базе изученных теоретических курсов. Уже первый семестр наши студенты начинают с «Мастерской инноваций», курса, направленного на создание проекта, некоего прототипа или бизнес продукта, – подчеркнула Татьяна Петровская. – Мастерская дает студентам понимание культуры инновационного процесса, способствует развитию навыков лидерства и командной работы, инициативы и интереса к проектной деятельности. Более того, в Сколтехе создано пространство для инженерной деятельности: в лабораториях и мастерских студенты имеют все условия для апробации собственных идей, работы в команде и создания настоящих инженерных продуктов. Это и есть реализация одного из главных стандартов программы CDIO – создание контекста инженерной деятельности».
По окончании программы во второй день мероприятия, а также по результатам выполнения 4-х индивидуальных заданий, слушателям выдали документы о повышении квалификации установленного образца Томского политехнического университета и Сколковского института науки и технологий.
Подготовила: Шиманская Анна
Фото: Шиманская Анна