Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Сергей Крикалев о работе в Сколтехе: «Устанавливаю взаимодействие со студентами»

Дмитрий Мунгалов (Sk.ru) поговорил с известным советским и российским космонавтом, обладателем продержавшегося 10 лет рекорда по суммарной продолжительности в космосе (803 дня) о его работе в Сколтехе

IMG_1361 (1)- Почему вы решили работать в Сколковском институте науки и технологий? 
Мне понравилось, что здесь собрались ребята, заинтересованные в получении базового технического образования. Мне, человеку, обладателю такого же образован и имеющему некоторый практический опыт в космонавтике, было интересно понять, чем эти ребята интересуются, что их увлекает, посмотреть, чем живет молодежь. По мере возможностей постараюсь оказать им помощь в этом направлении

- В январе прошлого года, придя в Сколтех, вы говорили: «в результате взаимодействия со студентами и профессорами университета могут появиться свежие идеи, которые мы реализуем через площадку Сколтеха. Мне интересно попробовать довести до практической реализации ряд давно стоящих на повестке дня идей, связанных с такими вопросами, как управление космическим аппаратом, взаимодействие человека и сложных инженерных систем, построение интерфейсов между ними». Что из этого удалось?
Как обычно, всегда хочется большего, чем обычно получается. Это нормально, нужно ставить перед собой амбициозные цели. Пока устанавливается взаимодействие со студентами, взаимодействие со Сколтехом как с учебной организацией. Хотя я надеюсь, что в будущем могут быть практические работы в области инженерной инфраструктуры и так далее.

1- Возвращаясь к вашим студентам. Сколтех – то место, где собрались самые сильные выпускники лучших технических вузов. Вы согласны с такой оценкой?
Из того, что я успел заметить: это ребята, не только получившие хорошее техническое образование. У них есть стремление воплощать эти навыки в проектах. Их учат здесь проектному управлению, созданию новых проектов и, возможно, их коммерциализации. Но система (космическая отрасль – прим Sk.ru) инертна. С одной стороны, это плюс – внешние факторы не слишком влияют на такую систему, она продолжает развитие в нужном направлении. Но эта же причина не позволила пока стремительно внедрять в инертной системе разработки стартапов. При этом есть мысли, как использовать студентов и где применима их мобильность. До реализации дело пока, к сожалению, не дошло.

- Сколтех – международный проект, его космический центр интернационален: им руководит немец, в числе ваших коллег – итальянцы, американец и испанец. Насколько повлияли политические неурядицы последнего времени на сотрудничество в космической сфере России и других стран?
Как я уже говорил, система очень большая и инертная. Так что за последние, скажем, два года серьезных изменений не произошло. Возвращаясь к тезису о том, что Сколтех – международный проект. Исследование космоса – это тоже международный проект. Поначалу оно начиналось как соревнование, каждый двигался своей дорогой, но в одну сторону. Уже на ранних этапах мы начали сотрудничать в области исследований космоса. Несмотря на приливы и отливы в политике этот тренд сохраняется.

IMG_1397- Распространено такое мнение: американская космонавтика все больше открывается для частных игроков, тогда как российская – закрытая система с редкими исключениями. Такая точка зрения верна?
Это какая-то иллюзия, будто раньше этого не было, а теперь есть. На самом деле идет довольно длительный, постепенный и спокойный процесс. Действительно, с самого начала все до последнего болта в космонавтике было государственным. Это и понятно – тематика была новой, возникало много вопросов, и государство брало на себя все риски. Когда проект развивтается и рисков становится меньше, приходит коммерция. Этот процесс небыстрый. В 1993-1994 году, когда мы были в Хьюстоне, шла большая дискуссия относительно намерения коммерческой организации обслуживать шаттлы. Было много разговоров о том, что таким ответственным делом следует заниматься только государству. Со временем все увидели, что ничего страшного не происходит и государству выгоднее платить деньги за выполнение не слишком рискованных и ответственных работ коммерческим организациям. У нас процесс, наверное, идет медленнее, чем в США. Например, сейчас много говорят про необходимость новых подходов к проведению научных экспериментов на борту.

Share on VK