Первое выступление команды Сколтеха на важнейшем мировом форуме компьютерных технологий SIGGRAPH стало триумфом.
SIGGRAPH, расшифровывающаяся как Special Interest Group on Graphics and Interactive Techniques («Специальная группа по графическим и интерактивным методам»), представляет собой проводящуюся с 1974 года, ежегодную конференцию по вопросам компьютерной графики, под эгидой организации ACM.
В ней участвуют десятки тысяч профессионалов компьютерной индустрии, ведущие компании отрасли, исследовательские центры и университеты.
Работы, представляемые на SIGGRAPH проходят жёсткий конкурентный отбор и само попадание проекта команды Сколтеха в список демонстраций на секцию “Возникающие технологии” (Emerging Technologies), где соревнуются самые топовые университеты и компании мира, является большим успехом. Команда Сколтеха в составе Евгения Цыкунова, Михаила Матросова и Ольги Волковой, под руководством профессора Дмитрия Тетерюкова, впервые участвовала в конференции и представляла проект LightAir – новую систему интерактивного взаимодействия с дроном с помощью жестов, подаваемых ногами.
Революционность проекта LightAir заключается в принципиально новой концепции взаимодействия человека и дрона. До настоящего времени единственным способом взаимодействия была передача команд с джойстика по радиоканалу. В Сколтехе разработали новый интерактивный способ взаимодействия с помощью визуального канала посредством пико-проектора и 3D-сенсора, сканирующего пространство перед дроном и распознающих жесты человека. Чтобы подать команду, человеку достаточно «кликнуть» стопой на изображение, спроецированное дроном на любую твёрдую поверхность, будь то асфальт или стена.
Команда Сколтеха представила три действующих приложения для своей системы. Первое – FlyMap представляет собой масштабируемую карту, которую пользователь может увеличить и указать точку назначения. Дрон просчитывает и показывает скорость и время полета, по команде берет посылку и осуществляет ее доставку. При прибытии дрона в точку назначения, с помощью проецируемого интерактивного изображения, адресат может ознакомится с ее содержимым, рассмотреть посылку с разных сторон, прочитать ее характеристики, принять или отказаться от ее получения.
Два других приложения посвящены официальной теме SIGGRAPH в этом году – «Дополненный Спорт». Это интерактивное пианино, похожее на то, что можно было видеть в фильме «Большой». Но в нашем случае вместо физической клавиатуры дрон проецирует на землю ее изображение, а человек, прыгая по клавишам, играет мелодию. Особую сложность в реализации программы представлял большой объем обрабатываемой информации, необходимой для точного распознавания самой поверхности, положения ноги играющего, вектора направления стопы и удержания дрона на позиции. Третье приложение – интерактивный футбол DroneBall. Дрон определяет положение игрока и его ног, проецирует изображение мяча и перемещается в точку, куда его «отобьёт» игрок, чтобы поймать и ответить.
Дебют сколтеховцев был высоко оценен жюри – наша команда получила престижный приз Laval Virtual Award из рук Генерального Консула Франции в Лос Анджелесе. Помимо получения приза, еще одним итогом успешного выступления команды Сколтеха на SIGGRAPH 2016 стало приглашение участвовать с проектом LightAir на крупнейшем европейском форуме компьютерной графики и интерактивных технологий Laval Virtual, которая пройдёт во Франции в 2017 году.
Дмитрий Тетерюков: «Во-первых, хотел бы поздравить всю команду моей лаборатории Интеллектуальной Космической Робототехники– Женю Цыкунова, Михаила Матросова и Ольгу Волкову. Мы начали с идеи интуитивного и безграничного взаимодействия с дроном которую я предложил и за год ребята проделали огромную работу и смогли показать завершённый проект. При подготовке демонстрации, команда успешно решила целый ряд проблем – начиная от самой демонстрации, проведённой идеально, разработки приложений, заканчивая вопросами безопасности показа действующего дрона в ограниченном пространстве на 20 кв. метров. Мы очень рады такому успешному дебюту. Это очень престижная конференция – №1 в компьютерной графике и интерактивных технологиях. Ранее моим проектам доводилось участвовать в SIGGRAPH Asia когда я работал в Японии, но участие в главном, мировом SIGGRAPH это новый и более высокий уровень. Каждый год в SIGGRAPH участвуют самые лучшие университеты мира, которым все равно приходится проходить серьёзный отбор – только 20% заявок на участие получают одобрение. Попасть в список могут только новейшие, нигде ранее не публиковавшиеся работы. Чтобы представить уровень SIGGRAPH, достаточно сказать, что в этом году демонстрация нашего проекта LightAir стояла в одном ряду с презентациями Токийского и Стэнфордского университетов, университета KAIST, компаний Oculus, NVIDIA и Sony и других. Что особенно важно, продемонстрированная нами технология не только революционна, но и максимально близка к коммерческому внедрению. Думаю, что уже в ближайшие три-четыре года мы увидим ее применение в службах автоматизированной доставки, городской навигации, и игровой индустрии».